Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

ЦИПО как информационный партнер по этнокультурному развитию школьников


Вохминцева Татьяна Ивановна,
заведующая информационным отделом, руководитель Центра информационной поддержки образования научной библиотеки Марийского государственного университета.

E-mail cipo@marsu.ru

Вохминцева Татьяна Ивановна

В последние десятилетия традиционная культура в целом и личность каждого ее носителя стали предметом детального рассмотрения социологов, психологов, педагогов. Столь пристальное внимание объясняется рядом причин, одной из которых является значимость духовной культуры, вобравшей в себя опыт поколений, в современном мире. Обращение к ней – важный момент воспитательного процесса.

Жизнь школьника, чье представление о мире расширяется за счет сопоставления культур разных этносов, становится богаче и разнообразнее. Главная цель этнокультурного воспитания и образования – формирование у детей и юношества чувства сознательной ответственности за судьбы цивилизации и этносов через реализацию учебно-познавательной практической деятельности.

Как бесчисленное количество ручейков, речек и речушек стекаются в большую полноводную реку, так множество различных самобытных культур развиваются, проникая друг в друга в нашем большом общем доме, именуемом Россия. Эти азбучные истины известны каждому школьнику. Знакомы и часто в последнее время звучащие слова: «патриотизм», «толерантность», «дружба народов». Но как реально научить сегодняшнего школьника любить отечество, трепетно относиться к культуре, языку, традициям не только своего, но и других этносов?

Ответы ищут не только педагоги, психологи, но и библиотекари, ибо сама проблема актуализировалась в последнее время в связи с тем, что мир переживает очередной этнический резонанс.

Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей.

Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Какие конкретные шаги необходимо предпринимать педагогам, школьным библиотекарям в частности, чтобы воспитать у школьников межкультурную толерантность?

Если априори принять, что коренное население РМЭ составляют наряду с титульной нацией мари – русские и представители разных народов Поволжья, нельзя не признать тот факт, что наша Республика изначально многонациональна. Очень важно в непростых условиях сохранить стабильные межнациональные отношения, налаживать соседские и партнерские отношения. Важно видеть в людях других национальностей не потенциальных недругов, а носителей культуры своего народа.

Для стимулирования такой работы Центром информационной поддержки образования (ЦИПО) разработан проект «Возьмемся за руки друзья» для конкурса на грант Президента Республики Марий Эл в области развития этнокультурных и межнациональных отношений. В данном аспекте ЦИПО выступает в роли информационного партнера в этнокультурном воспитании школьников.

Центр информационной поддержки образования является комплексным подразделением научной библиотеки МарГУ. Материальные и интеллектуальные ресурсы центра, а также знания и опыт сотрудников позволяют осуществлять информирование субъектов образования на высоком уровне.

ЦИПО оказывает содействие учреждениям образования в формировании единого образовательного пространства, обеспечивает доступ педагогов к широкому спектру образовательной литературы.

Расширяя задачи и сферу влияния на образовательные учреждения, ЦИПО внедряет новые формы работы, связанные с сохранением и развитием этнической культуры среди учащихся школ РМЭ.

Из-за недостаточного финансирования школьные библиотеки не могут обеспечить в полной мере потребности читателей в информации. Предварительный анализ фондов школьных библиотек позволил получить сведения об очень ограниченном перечне периодических изданий, выписываемых библиотеками, об отсутствии новейшей информации. ЦИПО располагает данными об информационной ситуации в образовательных учреждениях РМЭ, проводя анкетирование на семинарах и курсах повышения квалификации школьных библиотекарей.

Часто сталкиваясь с проблемой поиска нужной литературы, библиотекари вынуждены обращаться в публичные библиотеки, что связано с большими временными и трудовыми затратами. В результате анализа комплектования фонда школьных библиотек, мы пришли к выводу, что решить эту проблему можно усилением комплекса информационно-методической поддержки библиотекам со стороны ЦИПО.

Итак, в рамках проекта предполагается, что школьные библиотеки получат от ЦИПО информационно-методическую поддержку. Библиотекари приобретут необходимые теоретические знания, методическую помощь, которые, учитывая первостепенную важность воспитания детей в духе национального согласия, уважения к культурным ценностям и традициям народов, населяющих РМЭ, смогут использовать в своей просветительской работе.

Предполагается создать полнотекстовую электронную базу данных, включающую в себя различные методические пособия, сценарии школьных мероприятий, что позволит усилить информационную поддержку библиотекарей школ. Они смогут заказать необходимые статьи и пособия из фондов НБ МарГУ и получать их в дальнейшем по почте, и при наличии компьютера пользоваться созданной базой данных.

Учитывая одностороннюю направленность в комплектовании фонда школьных библиотек, проектом предусмотрено его формирование литературой, закупленной на деньги гранта, что позволит увеличить фонд участвующей в проекте библиотеки. Данная литература дает возможность учащимся глубже изучить быт и культуру народов, проживающих на территории РМЭ, познавать самих себя. Выпуск информационного бюллетеня «Проблемы воспитания» позволит наряду с методическими пособиями, сценариями, копиями заказанных статей сформировать информационную базу библиотеки.

Подготовка библиотекарей по овладению методикой просветительской работы будет осуществляться через организацию и проведение выездных комплексных семинаров по вопросам этнокультуры народов РМЭ. В работе семинаров примут участие библиотекари сельских школ. Семинары включают теоретическую часть – это лекция и практическую часть – консультации по методике проведения массовых мероприятий и предоставление раздаточного материала участникам семинара. Раздаточный материал включает в себя тематические методические пособия в помощь учебному процессу, сценарии массовых мероприятий. Методические пособия посвящены ярким представителям народа мари как коренной национальности, что позволит использовать их в своей работе и педагогам по предмету «История и культура народа мари». Сценарии мероприятий окажут большую помощь библиотекарям в проведении массовой работы. А участие детей разных национальностей в совместной работе по постановке сценариев будет способствовать их дружбе друг с другом и сплочению как коллектива.

Во время заключительного этапа предусмотрено проведение анкетирования библиотекарей, что позволит выявить конечные результаты проделанной работы по этнокультурному воспитанию учащихся.

Сотрудничество учителей с библиотекой, учащихся с библиотекой обеспечивает двустороннее общение, взаимодействие на паритетных началах. В библиотеке они находят помощь и поддержку, внимание и интерес. Здесь происходит неформальное общение представителей разных национальностей, устанавливается контакт посредством и общения, и чтения литературы, и участия в различных мероприятиях, а самое главное – это взаимопонимание между людьми.

Назад

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru