Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

Единство разных. Формирование установок толерантного сознания в молодёжной среде


Кильдюшёва Светлана Александровна,
директор Ульяновской областной
библиотеки для детей и юношества

Мы читаем книги и говорим на разных языках, у всех нас за плечами своё знание жизни, своё видение мира. В наших библиотеках на книжных полках стоят книги великих арабов, евреев, славян, африканцев, американцев, китайцев (Низами, Хайям, Шолом-Алейхем, Пушкин, Хемингуэй, Конфуций). От нас требуется немного: захотеть прочитать эти книги. В то же время от нас требуется очень много: общаться с людьми без предвзятости, начиная это общение с доброты и желания узнать как можно больше о своем собеседнике, чтобы понять его и разобраться в себе самом.

В начале 90-х началась трансформация мира вокруг нас. Мы стали использовать понятие «терпимости», «толерантности». Об оттенках значения толерантности недавно напомнил в «Новой газете» психолог А.Г. Асмолов: по английскому словарю первое значение слова «толерантность» - это способность услышать и понять другого человека; второе значение - устойчивость к стрессам и конфликтам; и только третье - наша терпимость по отношению к ближнему.

Быть толерантным - значит объявить себе, что первым действием в любом деле является приятие, понимание, терпимость, а уже потом ставятся цели, выбираются средства, приглашаются партнеры. И тогда мир приобретает другие черты. Кто-то мне не нравится, но он просто другой, и это его право. Из этого и вырастает толерантный стиль поведения, а это путь удивительных открытий для себя самого. Путь подлинного духовного роста.

Существует несколько понятий толерантности:
- сотрудничество, дух партнёрства;
- готовность мириться с чужим мнением;
- уважение человеческого достоинства;
- уважение прав других;
- принятие другого таким, какой он есть;
- уважение права быть иным;
- признание многообразия;
- признание равенства других;
- терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникаций, интеграции и взаимозависимости, миграций и перемещения населения. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям страны. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

Толерантность для Ульяновской области нечто чрезвычайно важное, потому что мы - многонациональный, мультикультурный, многоконфессиональный регион.

В советское время мы прошли, если можно так сказать, неплохую школу толерантности. Мы жили бок о бок друг с другом и, в общем – то, жили мирно. В постсоветское время обострились противоречия между разными народами. Прибавился религиозный компонент. Появилось поколение «детей войны», воспитанное на образах врага и борьбы с ним, с травмированной психикой, и нужно прилагать все усилия к преодолению в умах, сердцах подрастающего поколения экстремизма, национализма, религиозного фанатизма. Ульяновские подростки, лишённые государственных образцов патриотизма, любви к Родине, рождают свой, стихийный патриотизм, основанный на поиске врагов, чужих. Этим чувствам подвержен определённый возраст – 14-17 лет. По мере взросления сама молодёжь квалифицирует это как «агрессивную идеологию». Другая проблема – терпимое отношение к алкоголикам, бомжам, наркоманам, больным СПИДом и т.д. Те, кто повзрослее, предлагают понимать, лечить, давать шанс. Подростки зачастую просто убивают таких людей. Агрессивные установки в молодёжной среде – повод для серьёзной работы родителей, педагогов, политиков, и, нас, библиотекарей.

Любая библиотека - территория толерантности. Воспитание детей с помощью книги в духе терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям других людей, умению жить в мире - это почетная миссия нашей библиотеки. Для нашей библиотеки миротворчество - это работа, направленная на общение, диалог, взаимопонимание детей.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, и начинается оно с обучения детей тому, в чем заключаются их права и свободы, с поощрения стремления к защите прав других.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Библиотека для детей и юношества как социальный институт реагирует на все изменения в социуме и, реализуя свои важнейшие функции, определяет стратегию взаимодействия с пользователями (это в основном подростки и юношество).

Абонемент для подростков и юношества УОБДЮ активно участвует в процессе социализации своих читателей. Поэтому проблема толерантности как наиболее социально значимая, актуальная проблема современного общества заняла определенное место во всей проводимой работе с подростками и юношеством. Наиболее близкой сотрудникам отдела оказалась позиция Артема Соловейчика, редактора ведущей педагогической трибуны страны - газеты «Первое сентября»: «Толерантность - не декларация, а образ жизни. Это позиция уважения ко всем людям, которая обозначается… простым - непростым словом нравственность».

Современное состояние общества характеризуется регрессом гуманности, нетерпимостью и ожесточением людей, вакуумом духовности. Что в этих условиях может сделать библиотека? Многое, если сама не потеряла позитивный потенциал, который выражается в желании самих сотрудников активно участвовать в этическом воспитании и образовании своих читателей совместно со школьными учреждениями. Профессиональная позиция библиотекаря в изменившейся динамике современной жизни составляет едва ли не главную ценность. Только неравнодушный, духовно богатый человек способен влиять на детские души. Для этого он найдет место и время, способы и методы, эффективные ресурсы.

В отделе абонемента для подростков и юношества УОБДЮ существует давняя традиция этических диалогов с читателями. Это не имело бы место, если бы не находило отклика в читательских аудиториях.

Понимание проблем каждого пришедшего в библиотеку подростка - уже база фундамента толерантности, потому что, как известно, дети во многом копируют поведение взрослых.

Воспитание толерантности, как способности слышать и понимать другого человека, невозможно без воспитания нравственной личности в целом, без преподнесения науки о нравственной жизни человека, о роли ценностных ориентиров - такова мировоззренческая позиция сотрудников этого отдела. Именно эти позиции принципиально учитываются при определении направлений работы с читателями. Не случайно нравственный блок является превалирующим и в выставочной, и в массовой работе абонемента. Главнейшим ресурсом для библиотекарей в этой деятельности является художественная литература.

«С любовью и верой» - под таким названием проходили громкие чтения библиотекаря О.С. Торопиной в 2003 году. В основу чтений были положены книги серии «Православная детская библиотека» издательства «Отчий дом». Не первый год О.С. Торопина работает с книгой Г. Юдина «Нечаянная радость». Благодаря книгам издательства «Отчий дом», рассказам Георгия Юдина, дети вплотную столкнулись с понятиями «сострадание», «уважение», «доброта». Участниками чтений были пятиклассники гимназии №3. И Ольга Сергеевна стремилась к тому, чтобы дети сопереживали, сострадали, сочувствовали героям книг, что немало способствует формированию таких качеств личности, как эмпатия. А эмпатия и толерантность - почти синонимы.

Активно велась и ведётся работа с журналами «Детская роман-газета» и «Путеводная звезда». К этим журналам впервые обратились еще в 1996 году, с момента их издания, и когда практически отсутствовало комплектование отдела абонемента для подростков и юношества. В библиотеке проводятся беседы «Чтения для сердца и разума», обсуждения произведений А. Лиханова «Никто» и «Сломанная кукла», которые были опубликованы в этих журналах.

В школах города №№ 2, 3, 6, 35 и 57 проводились циклы обзоров «К добру и свету» - о книгах В. Распутина, В. Крапивина, А. Алексина и других - книгах с ярко выраженной нравственной проблематикой. Результативность обзоров всегда высока. Дети не только охотно читают эти книги, но и отмечают положительные изменения в своем характере.

В стенах нашей библиотеки состоялось обсуждение книги «Чучело» В. Железникова. В нём приняли участие ученики 6 «б» класса школы №35. Проведена была большая предварительная работа. Ребятам были даны вопросы для обсуждения. В классе дети просмотрели фильм по сценарию Р.Быкова «Чучело». Целью обсуждения стал смысл основных моральных понятий добра и зла, понимание морального выбора, объяснение необходимого терпимого поведения ребят друг к другу. Вместе с ребятами мы пережили драму одиночества Лены Бессольцевой и жестокое непонимание сверстников, хотя книга написана еще в советское время. Повесть учит ребят быть терпимее, добрее, учит никогда не становиться на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что тот не похож на остальных.

Совсем недавно состоялся разговор читателей по душам с автором книги «Маэлла и башня господина «В» Ильей Александровичем Тарановым. Встреча называлась «Мир доброй и светлой книги». «Чтобы быть сильным, надо быть добрым» - утверждает автор книги. С этим утверждением мы и пытались разобраться. На встречу были приглашены дети из школ №4, 57, 71, которые заранее готовились к этому мероприятию. Дети писали отзывы, а делали это они с большим интересом, были уникальные, неординарные отклики, были даже в стихотворной форме. К встрече была организована выставка «Мы так нужны друг другу», где были представлены лучшие работы ребят - участников встречи.

Агрессивная социокультурная среда отрицательно влияет на личность ребенка. Исследования социологов показали: толерантные дети - более радостные и дружелюбные, у них более позитивная жизненная позиция. Громадную моральную отдачу имеет работа с уникальным образовательным проектом А. Лиханова «Уроки нравственности». Это комплект из 10 видеофильмов по следующим темам: милосердность, пытливость, искренность, сострадание, патриотизм, терпимость, вдохновенность, порядочность, упорство, совестливость. Проект направлен на воспитание толерантности как важнейшего качества современного человека.

Уроки нравственности проводятся как в библиотеке, так и в стенах школ. Постепенно от урока к уроку, в основном складываются моральные и этические представления о том, как следует строить свою жизнь, каких нравственных ориентиров придерживаться и от каких ложных ценностей следует отказаться подрастающему человеку.

Очень важно, чтобы библиотека становилась культурным центром, поскольку она является отличной площадкой для подобных акций. Как место встречи библиотека может быть прекрасным центром толерантности.

Уже несколько лет в отделе культурно-массовой работы внедряется культурно-просветительская программа «В дружной семье народов Поволжья». Она призвана возродить у молодёжи гордость за свою национальную культуру, знание родного языка, памятников литературы и искусства.

В библиотеке проходили недели национальных культур - чувашской, мордовской, татарской. Своё творчество представляли профессиональные художники, художники-любители, работали выставки декоративно-прикладного искусства, выставки литературы народов Поволжья. Проходили встречи с писателями, художниками, артистами, фольклорными музыкальными и хореографическими коллективами, выставки и дегустации блюд национальной кухни. Разнообразны по формам мероприятия недель национальных культур: презентации, «круглые столы», мастер-классы, встречи, концерты, бенефисы. Отрадно отметить, что в неделях активное участие приняли представители районов области:
- Заслуженная артистка Чувашии Зоя Рейтер (г. Новоульяновск);
- писатель, художник-график Гакиль Сагиров (г. Димитровград);
- художник Ирек Нуртдинов (с. Ундоры Ульяновского района);
- писатели Валентина Игнатьева и Анатолий Юман (с. Большое Нагаткино Цильнинского района).

Мероприятия активно посещали русскоязычные школьники и студенты, студенты чувашской и татарской групп социально-педагогического колледжа №1 и УлГПУ. Неоценимую помощь в реализации Программы оказали нам областные национально-культурные автономии (чувашская, татарская, мордовская).

Запоминающимся событием 2003 года стал фольклорный праздник «Дружная семья народов Поволжья», в котором приняли участие детские коллективы русской, татарской, чувашской песни. Хореографический коллектив школы № 65 исполнил мордовские танцы. На празднике зрители отгадывали русские загадки, знакомились с мордовским календарным обрядом «Вызывание дождя», с играми и потехами чувашского народного праздника «Акатуй», разгадывали кроссворд по истории и культуре татарского народа.

Яркая, красочная встреча национальных культур не оставила равнодушным никого, а выставка декоративно-прикладного творчества, представленная областным центром детско-юношеского технического творчества (мастерская Галины Елисеевой), вызвала у гостей и участников праздника настоящий восторг.

По итогам недель собран большой методический материал: тетради отзывов, анкеты, папка статей, афиши, листовки, пригласительные билеты, эмблемы праздников, памятки, оформлен фотоальбом.

Наш опыт освещался на межрегиональном семинаре «Детская библиотека - среда сохранения национальной культуры» (И.С. Рылина, заведующая отделом УОБДЮ) и на региональных Днях мордовской культуры в Ленинском Мемориале (стендовая презентация).

В 2004 году отдел культурно-массовой работы впервые проводил областной фольклорно-этнографический творческий конкурс «Созвездие дружбы». Конкурс состоялся в номинации «Кукольный карнавал» -самодельные тряпичные, нитяные, глиняные куклы, выполненные в народных традициях, приняли участие 102 человека с 5-го по 11-ый класс, участвовали 2 района области (Базарносызганский и Мелекесский), воспитанники детских школ искусств, школы народной традиционной культуры, областной центр детско-юношеского технического творчества, областной интернат для слабослышащих детей. Победители были награждены ценными призами (фотоаппараты, книги), Грамотами и Дипломами, авторы 28 лучших работ были отмечены благодарственными письмами и подарками. Призы вручил председатель жюри конкурса Борис Склярук, Заслуженный художник РФ.

Нас так много, и мы все такие разные. Сейчас, как никогда, всем нам стало ясно, что мы должны быть вместе. Нетерпимость к человеку иной веры, языка, культуры, традиций уже не раз ставила цивилизацию на край гибели.

Л. Толстой настаивал, что нет великого без истины, красоты и справедливости. Н. Некрасов призывал сеять разумное, доброе, вечное. Время меняется, но суть остается прежней. Книга должна нести ребятам свет, а не тьму. И донести свет доброй, умной книги остается нашей задачей.

Назад

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru