Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

Библиотека - территория толерантности


Новикова Татьяна Ивановна,
директор Централизованной библиотечной
системы Московского района г. Санкт-Петербурга

Новикова Татьяна Ивановна

Это утверждение Е.Ю. Гениевой кажется мне точным и справедливым. Но в ходе работы над выступлением я сочла необходимым внести некоторые уточнения. «Библиотека - территория толерантности». В самом деле, разве не тут самое место для терпимости, готовности жить в мире и согласии, принимая непохожие взгляды и чужие культурные традиции. На библиотечной полке преспокойно соседствуют, подчиняясь причудам алфавита, скажем Приставкин А. и Проханов А., Бунин И. и Бунич И., которых в любом другом помещении трудно даже представить себе стоящими бок о бок. В библиотеке мечта В. Маяковского - пусть шутливая: «Мы попросим, чтоб его куда-нибудь на Ща», - не проходит, как теперь говорится, по умолчанию.

Уместно здесь вспомнить слова Я.Л. Шрайберга: «Где процветают библиотеки, там мир, благодать, успешное решение труднейших социальных проблем, уважение к человеку».

Действительно - территория толерантности. Но ведь всякая территория имеет свои границы. Где же они проходят в данном случае?

В мире существует столь бесконечное множество идей, устремлений, целей, понятий, что их невероятно, трудно и, вероятно, невозможно объединить и привести к общему знаменателю. Социальное сознание не может мириться с подобной разъединенностью и автономностью. Раз уже мы прибегли к математической аналогии, разовьем ее. Толерантность можно метафорически представить себе в виде простой дроби. В числителе - разнообразие мнений и жизненных установок, одним словом - плюрализм. В знаменателе - уважение к человеческой личности и ее правам. Понятно, что если величина знаменателя равна нулю, то выражение попросту не существует.

Таким образом, право на существование имеют лишь те ценности, взгляды, суждения и модели поведения, которые не представляют угрозы правам человека (ибо главное для антропоцентризма - человек!). К тем же, которые представляют, толерантность интолерантна.

Итак, границы территории, мы, кажется, определили. Теперь хотелось бы несколько слов посвятить самой библиотеке, ее предназначению. Сейчас много и часто говорят об ее информационной функции - и, как мне кажется, порой в ущерб остальным.

Разумеется, обеспечение читателей необходимой информацией - одна из основных функций библиотеки. Но, если ограничиваться только или в основном этим, не только сузится территория толерантности, но и само понятие приобретет новый смысл. Ведь оно многозначно. В медицинской литературе мы найдем одно определение, в литературе по биологии - другое, в научно-технической литературе под толерантностью, как правило, понимаются «адаптивные свойства объекта, возможность настраивать его к требованиям окружающей среды».

И в этом месте можно было бы рассмотреть интересную тему «Толерантность и автоматизация библиотек» с подтемами: толерантность и авторское право, толерантность и информационный рынок, но рассказ мой о другом.

Еще раз напомнив вам о далеко не единственной информационной функции библиотеки, уточню название доклада. Библиотека - не территория толерантности как таковой, но одна из наиболее подходящих и подготовленных площадок для воспитания - и не побоимся этого скомпрометированного слова - пропаганды толерантности.

А теперь - несколько слов о том, каким образом на практике эта задача осуществляется в Санкт-Петербурге в ЦБ им. К.Г. Паустовского.

Информационно-культурный корчаковский центр толерантности открылся в Санкт-Петербурге, в ноябре 2003 года, на базе Центральной библиотеки им. К. Г. Паустовского, старейшей общедоступной библиотеки Московского района, имеющей опыт гражданского и демократического воспитания.

Создание центра явилось продолжением реализации концепции Санкт-Петербургского общества Януша Корчака «Петербургская школа: неприятие идеологии насилия и фашизма».

Наша задача - пропаганда прав человека, идей толерантности и гуманизма, просветительская деятельность по противостоянию нетерпимости и враждебности, социальной и религиозной розни, ксенофобии, насилию и экстремизму; на протяжении ряда лет эта тема занимает особое место в работе библиотеки.

В настоящее время центр располагает собранием материалов о правах человека, правах ребенка, о детях с ограниченными возможностями, религиях мира, о жизни, литературном и педагогическом творчестве Януша Корчака, о гуманистических педагогических системах, великих гуманистах мира (М. Ганди, А. Швейцере, Ф.П. Гаазе, Матери Марии, Матери Терезе, о. Александре Мене и др.).

За информационно-методической поддержкой в центр обращаются библиотеки и школы Санкт-Петербурга и Северо-Запада, зарубежные образовательные и культурные учреждения, а также студенты, школьники, преподаватели, работники муниципальных образований и представители других социальных и профессиональных групп, которые используют полученные материалы для правового и гражданского образования, для курсовых и дипломных работ и т.д.

Открытию Центра толерантности предшествовала большая работа. Начиная с 1999 г., библиотека неоднократно принимала участие в городских и международных проектах, посвященных проблемах гуманистического воспитания и толерантности.
1999-2000 г. - проект «Петербургская школа: неприятие идеологии насилия и фашизма»;
2001 г. - Неделя Януша Корчака в Санкт-Петербурге;
2002 г. - семинар «Педагогические идеи Януша Корчака»;
- Дни Израиля в Санкт-Петербурге;
- Российско-американский семинар, организованный общественной правозащитной организацией «Гражданский Контроль» (Санкт-Петербург) и Фондом Брэдли (США)
2002-2003 гг. - Российско-шведский проект «Школа толерантности - путь к гражданскому обществу»;
2003 г. - Российско-британский проект «Открытые просветительские сообщества за права человека».

В 2003 году нашу библиотеку посещали международные делегации и представители зарубежных стран:
- группа американских учителей из Нью-Йорка. Тема встречи: «Межэтнические отношения и толерантность». Состоялся обмен опытом и материалами.
- представители шведских общественных организаций, работающих в рамках российско-шведского проекта «Школа толерантности - путь к гражданскому обществу».

Кроме шведской делегации, гостями библиотеки были преподаватели психологии петербургских вузов, библиотекари, студенты и аспиранты. Была проведена экскурсия по экспозиции выставок «Великие гуманисты мира», «Урок толерантности», «Рыцарь детского образа» (Януш Корчак). Прошел просмотр мультипликационного фильма «Адажио» (режиссер Г. Бардин). Членам шведской делегации были вручены буклеты «Януш Корчак» (на английском языке). Обсуждался просмотренный видеофильм о проведенных в январе 2003 года семинарах в общественных, образовательных, социальных организациях Швеции. Одной из целей посещения было знакомство с этнографическими и фольклорными традициями России. Иностранных гостей чрезвычайно заинтересовала представленная в библиотеке авторская этнографическая выставка народных ремесел (куклы, ткачество, лоскутная техника). Состоялся просмотр учебного фильма о народных промыслах. В.В.Давыдова, автор экспонатов выставки, провела мастер-класс по изготовлению традиционной народной куклы «Оберег». Каждый из гостей самостоятельно сделал фольклорную куклу и увез ее с собой на память о встрече.

В 2004 г. Центр толерантности организовал семинар «Введение в толерантность» совместно с Центром правого и гражданского образования «Живое право» Санкт-Петербургского института имени принца П.Г. Ольденбургского, встречу психологов петербургских ВУЗов с доктором психологии, профессором Университета Северной Аризоны Шерри Маккарти, на которой обсуждались вопросы развития и воспитания толерантности в России и Америке.

Центр посетили представители российско-немецкой программы «Диалог» (Юрий Нейштадт, Вениамин Новик и др.

С трудом вместила всех желающих литературная гостиная ЦБ им. К.Г. Паустовского в дни проведения литературно-музыкальных вечеров из цикла «Великие гуманисты мира» (Максимилиан Кольбе, Джованни Боско, Александр Мень, Альберт Швейцер), которые состоялись благодаря гранту в 57 тыс. руб., полученному от ВГБИЛ им. Рудомино.

Событием стал круглый стол «Россия и Кавказ: сквозь два столетия». В нем приняли участие около 100 человек: представители национальных объединений Санкт-Петербурга, психологи, преподаватели, студенты ВУЗов и колледжей, библиотечные работники, журналисты, школьники (СПб грузинского землячества «Иверия»; Культурно-просветительского общества друзей Осетии в СПб «Нарт»; Общественно-политической организации «Вайнахский конгресс»; Азербайджанской национально-культурной автономии; СПб Дома национальных культур; Общественной правозащитной организации «Гражданский Контроль»; СПб общества Януша Корчака; Центра правовой помощи им. Гарольда и Сельмы Лайт; Научного центра «Петрополь»; Петербургского Союза журналистов; Центра «Веда»; Института толерантности ВГБИЛ им. М.И. Рудомино (Москва); Высших учебных заведений (РГПУ, СПбГУАП, ЛЭТИ, Балтийская педагогическая академия). Вел круглый стол писатель, историк, соредактор журнала «Звезда» Я.А. Гордин.

В феврале этого года, в рамках работы Центра толерантности, был проведен семинар «Творческое развитие и навыки толерантного общения - путь адаптации ребенка в детском коллективе», организованный совместно с Региональной общественной организацией «Центр «Веда» и спецфакультетом практической психологии Балтийской Педагогической Академии. Воспитателей, учителей младших классов библиотекарей детских библиотек познакомили с новыми игровыми методиками, которые научат ребенка толерантному общению с другими детьми, родителями, воспитателями.

За время существования Центра толерантности его посетило более 1 тыс. чел. (1217), в мероприятиях Центра приняло участие более 1500 чел. Выпущен рекомендательно-аннотированный указатель литературы «Беспризорные дети России», рекомендательные списки литературы «Толерантность» и «Россия и Кавказ: сквозь два столетия». На основе материалов Центра учащимися средних и высших учебных заведений Санкт-Петербурга было написано 19 рефератов и курсовых работ, в том числе 6 работ для участия в международных конкурсах.

Информация о работе Центра систематически публикуется в Международном Корчаковском бюллетене, издающемся в Голландии. Завершить свое выступление я хочу двумя выводами: Не только мероприятия, тематически связанные с понятием «толерантность», а все происходящее в библиотеке, что способствует расширению нашему кругозора, большей открытости, диалогу культур, в конечном счете, работает на толерантность.

Анализ тенденций мирового общественного развития показывает: чем выше социальное разнообразие, тем острее проявляется необходимость государства и общества в поиске согласия в самых разных сферах жизни. В 2001 г. в России была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы». На деле власть, зачастую, занимает в национальном, религиозном, идеологическом вопросах далекую от толерантности позицию.

Назад

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru