Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

Дмитриев В. Великий учитель


Об историческом значении просветительной деятельности И. Я. Яковлева

Иван Яковлевич Яковлев Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930) вошел в историю как выдающийся просветитель чувашского народа. Деятельность этой сложной и многогранной личности еще при жизни просветителя вызывала различные, часто противоположные оценки. Все авторы, писавшие о нем, оценивали и продолжают оценивать ее, исходя из своих социальных, идейно-политических позиций. Многие авторы для иллюстрации своих суждений о просветителе приводили лишь отдельные факты, не учитывая его деяний во всей совокупности. Великодержавные шовинисты обвиняли его в национализме и сепаратизме; эсеровские представители национального движения считали его русификатором и реакционером, врагом чувашского народа; русская и чувашская демократическая интеллигенция, чувашские крестьяне до 1917 г. приветствовали и поддерживали деяния патриарха чувашского просвещения и культуры. В 1917-1922 гг. отношение к нему было противоречивым. Решительно поддержал его В.И.Ленин. В 1928 г., в дни 80-летия со дня рождения И.Я.Яковлева, российские и чувашские руководители народного образования, общественность Чувашии положительно оценили значение его полувековой деятельности по просвещению чувашского народа. В 30-х гг. возобладало отрицательное отношение к Яковлеву. Его стали считать христианским миссионером, а Симбирскую чувашскую учительскую школу - центром подготовки миссионеров, что совершенно не соответствовало исторической реальности. В 1948 г. была восстановлена в целом справедливая оценка деятельности просветителя чувашского народа. Но в течение 40 с лишним лет умалчивалась религиозная сфера его просветительства. В последние годы на нее начали обращать внимание. В статье, опубликованной в 1991 г., один из лидеров современного чувашского национального движения А.П.Хузангай, в частности, заявляет, что «свою жизнь Иван Яковлевич прожил как христианин», при этом для подтверждения своего тезиса ссылается не на факты из жизни просветителя, а на «Православный катехизис епископа Александра», в котором говорится о христианской жизни вообще. По мнению автора статьи, жизнь Ивана Яковлевича заключалась; 1) в молитве; 2) «строительстве Царства Божьего в себе и в мире»; 3) «усвоении Священного Писания», приобщении к «опыту людей, живших во Христе». Только это, по А.Хузангаю, составляло жизненные цели Яковлева. Такие утверждения автор пытается аргументировать следующими фактами: в детстве, живя в семье Мушкеевых, наблюдал, как бабушка молилась, и сам молился; организовал перевод Священного Писания на чувашский язык и издавал религиозную литературу. Как Иван Яковлевич строил Царство Божье в себе и мире, как приобщался и приобщал «к опыту людей, живших во Христе» - в статье данных не находим. «Чувашский просветитель, - указывает А.Хузангай, - был последователен и неутомим в реализации именно этих целей. Начиная с издания букваря «Тьваш адизене сырьва вьренмелле кнеге» 1871 года до работы над переводом Библии (книг Ветхого Завета) в смутные пред- и послереволюционные годы, развертывая широкую сеть сельских чувашских школ, бережно лелея и опекая свое любимое детище - Симбирскую школу, он был одержим реализацией программы именно христианского просвещения. Другие представители современного национального движения, выступающие за возрождение чувашского язычества, относятся теперь к И.Я.Яковлеву отрицательно, считая его русификатором.

Главный корпус Симбирской чувашской школыЛитература об И.Я.Яковлеве начала появляться уже в 70-х гг. XIX в. За 120 с лишним лет опубликованы сотни статей и десятки монографий о нем и Симбирской чувашской школе, однако нет ни одной работы по историографии яковлевоведения. Даже авторы монографий не дают анализа литературы об И.Я.Яковлеве. На мой взгляд, наиболее обстоятельную, полную и объективную монографию о его деятельности опубликовал Н.Г.Краснов.

Деятельность Яковлева отразилась в огромном количестве архивных материалов - в фондах инспектора чувашских школ Казанского учебного округа (622 дела) и Симбирской чувашкой учительской школы (1336 дел) в ЦГАЧР, фонде Министерства народного просвещения России в Российском государственном историческом архиве, архивных фондах Казани и Ульяновска, фонде 361 - «Архив И.Я.Яковлева» в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (1887 дел), в Научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук, в Рукописном отделе Национального музея Чувашской Республики, а также многочисленных опубликованных источниках. В 80-х годах при моем участии вышли 2 тома писем И.Я.Яковлева и том его воспоминаний (к сожалению, с купюрами). В прошлом году чувашский госуниверситет выпустил полный текст воспоминаний просветителя под названием «Моя жизнь». 50-х гг. НИИ при Совете Министров Чувашской АССР были подготовлены к печати 2 тома произведений И.Я.Яковлева, однако Управление по печати РСФСР не разрешило издавать их. Лично мне довелось ознакомиться со всеми важнейшими источниками о просветителе и его школе, что позволяет судить о них не только по литературе.

Свою трудовую деятельность в качестве землемера И.Я.Яковлев начал после отмены в России крепостного права, в годы буржуазных реформ 60-х годов, открывших просторы для развития капиталистических отношений, которые, во-первых, формируют нации, пробуждают национальное сознание, стремление к национальному развитию, во-вторых, расширяя экономические связи между народами, их общение, мобильность, ведут к сближению наций.

Мысль о необходимости создания чувашской письменности у И.Я.Яковлева появилась независимо от идеи «христианского просвещения». В своих «Воспоминаниях», рассказывая о годах работы землемером, он пишет: «Командировки на землемерные работы в различные местности трех губерний, населенных разнородным населением (русскими, чувашами, татарами, мордвой), имели в жизни моей огромное воспитательно-образовательное значение, знакомя меня с нравами, обычаями, особенностями разных народностей... Все это приводило меня непременно к родным мне чувашам, которых я сопоставлял с другими народностями. В то же время обострился во мне, благодаря этим командировкам, процесс религиозных сомнений и исканий... Я был всегда суеверен, вера во время пребывания моего в землемерном училище теплилась, но я сомневался, блуждал... В 1864 году, будучи мерщиком удельного ведомства, я работал в селе Винновке Сызранского уезда Симбирской губернии, верстах в 40 от Самары ниже по Волге. И ранее у меня бродили в голове мысли, но неопределенно, о том, что у других народов была же своя письменность - почему же ее нет у родного мне племени чувашей? В Винновке случилось со мной событие, которое дало дальнейший толчок этой мысли». И.Я.Яковлев здесь тяжело заболел лихорадкой. В это время к нему в поисках землемера для своих нужд заехал управляющий имениями княгини Долгоруковой поляк О.Л.Косинский. Он взял больного на излечение в свой дом на Самарскую Луку. Там Яковлев пробыл несколько недель. «Пребывание мое у Косинских, - пишет И.Я.Яковлев, - имело для меня большое значение в смысле укрепления во мне мысли о необходимости для чувашей письменности. Я любопытствовал, есть ли книги на польском языке. Мне был известен только русский язык. Я видел до того книги только на русском и татарском языках. А тут вдруг узнал, что у поляков, как и у других образованных народов, существуют книги на своем родном языке. Почему же, думалось мне, нет таких книг на чувашском языке у чувашей? Мне было досадно и обидно». В имении Косинского И.Я.Яковлев выполнял землемерные работы и заработал около 400 руб. «Эти работы и связанный с ними заработок убедили меня в том, что для того, чтобы чего-либо добиться, нужно получить образование, т. е. идти в гимназию и университет. Во мне утвердилось решение, что для этого я должен переехать в Симбирск, где была гимназия, и поступить в нее». Подытоживая, И.Я.Яковлев указывает, что в 1865 г. «у меня определилось стремление дать чувашскому народу возможность читать и писать на родном языке». Как видим, великая жизненная цель И.Я.Яковлева вначале формировалась вне религиозной сферы.

Учащиеся женского отделения Симбирской чувашской школы. 1896 г.В годы учебы в Симбирской гимназии Яковлев начал осуществлять свою цель, открыв в октябре 1868 г. частную школу. В эти годы на И.Я.Яковлева, еще до его первой встречи с проф. Н.И.Ильминским (это случилось в начале сентября 1870 г.), большое духовное влияние оказал священник А.И.Баратынский, председатель Буинского уездного училищного совета Симбирской губернии. При его участии И.Я.Яковлевым была сформулирована первая программа своей деятельности, выраженная в докладной записке директору гимназии и училищ Симбирской губернии И.В.Вишневскому от 25 августа 1870 г., в которой цели и задачи будущего просветителя уже были увязаны с христианским просвещением чувашей и сопротивлением их исламско-татарской ассимиляции. В докладной записке указывалось, что слово «чувашенин» давно звучит в устах русских как нечто поносительное и обидное. «Народ этот дикий и невежественный, но, тем не менее, честный, добрый и трудолюбивый, сейчас почти с первобытными нравами и обычаями. Он давно вошел в состав России и обращен в христанство уже около полутораста лет, но до сих пор сохраняет свою народность от влияния русской, верует в свои древние языческие божества, как десять веков тому назад. И надобно с горечью признаться, что христианство к чувашам не успело привиться даже и с обрядовой стороны, хотя они, за исключением немногих, все окрещены и христиане номинально». Далее И.Я.Яковлев подчеркивает, что язычествующие чуваши легко поддаются мусульманизации и отатариванию, получившим значительное распространение. «Чуваши ближе в настоящее время к татарам, чем к русским, конечно, во вред для себя».

Действительно, за 315 лет монголо-татарского ига не менее четырех пятых болгаро-чувашей было уничтожено физически. После мирного вхождения чувашского народа в состав России в 1551 г. обрусения чувашей не происходило, а значительная их доля (примерно, до 40%) отатарилась, приняв ислам, ставший в России оппозиционной к православию и господствующему строю, поэтому и более привлекательной для народных масс Поволжья конфессией. Но принятие ислама неминуемо вело к быстрому отатариванию. Если бы продолжался процесс исламизации чувашей, то они исчезли бы как этнос. Это понял И.Я.Яковлев, думающий о судьбе всей чувашской народности. По его разумению, сохранить чувашей от отатаривания можно было на основе не языческой, а христианской идеологии. Далее Иван Яковлевич указывает, что 1867 г. у него сложилось «убеждение, что просвещение и обучение чуваш может идти успешно не иначе, как посредством школ и людей, вышедших из среды самих же чуваш», и просит поддержать материально и морально открытую им Симбирскую чувашскую школу.

С первых дней после поступления в Казанский университет, 3-5 сентября 1870 г., И. Я. Яковлев познакомился и провел много ночей в задушевных беседах с Н.И.Ильминским, возглавлявшим Казанскую крещено-татарскую школу и выступавшим не за этническое обрусение «инородцев» Поволжья, а за их «духовное обрусение» путем церковной проповеди и школьного обучения на родном языке «инородцев», путем сохранения языка нерусских народов. Н.И.Ильминский добился утверждения Государственным советом 26 марта 1870 г. Правил о допущении родного языка нерусских народов России в церковную проповедь и преподавание в начальной школе.

Беседы с Н.И.Ильминским и знакомство с работой Казанской крещено-татарской школы позволили И.Я.Яковлеву глубже определить свои программные задачи по просвещению чувашского народа. Они были изложены Иваном Яковлевичем в докладной записке попечителю Казанского учебного округа П.Д.Шестакову от 22 декабря 1870 г. В ней повторяются основные положения докладной записки И.В.Вишневскому. Но ряд положений аргументирован основательнее, выдвинуты новые программные задачи. В этой докладной записке глубоко обоснована опасность исламизации и исчезновения чувашей. Происходит, указывает Яковлев, «могущественно возрастающее влияние магометанства на крещеных татар и чуваш. Магометанство в нашем краю обладает самостоятельным и твердо поставленным сословием мулл, которые всегда пользуются огромным уважением и значением в глазах магометан и которые вполне солидарны с народом. В руках магометан материальные богатства. Они захватили торговлю в городах и всю мелкую торговлю в деревнях, во всех тех местностях, где они живут смешанно с чувашами и русскими. Татары-магометане в отношении интеллектуального развития вообще выше стоят наших русских крестьян, живущих с ними рядом; нечего уже говорить о том, что чуваши в этом отношении гораздо ниже их. Магометане и магометанки всегда почти знают грамоту, конечно, не русскую...» Поэтому ассимилирующая сила ислама была великой. Исходя из национальной ситуации, И. Я. Яковлев выдвигает такие цели: чтобы постоять исламизации и отатариванию чувашей, которым языческая идеология, не связанная с грамотностью и интеллектуальным развитием, не может противостоять, прививать чувашам христианское учение путем церковной проповеди и школьного обучения на родном языке; открывать школы для чувашских детей, в которых преподавали бы на родном языке учителя-чуваши; издать чувашскую письменность, переводить на чувашский язык религиозную, учебную и другую литературу; организовать подготовку учителей-чувашей, оказав поддержку открытой им Симбирской школе. Эта программа в дальнейшем совершенствовалась и расширялась. Так, в педагогической системе И. Я. Яковлева содержание обучения, ставившее целью подготовку учащегося к практической, трудовой деятельности, в значительной мере было заимствовано от прагматического направления педагогических взглядов и деятельности видного русского педагога И.Н.Ульянова, оказывавшего всемерную поддержку Симбирской чувашской школе.

Главным же в просветительной деятельности И.Я.Яковлева было всегда повторявшееся им выражение «наше чувашское дело», то есть национальный подъем чувашского народа. Сам Иван Яковлевич писал, что он с первых лет своей деятельности решил сделать полезное для всей массы чувашского народа, поднять всех чувашей на вершок от земли в том направлении, какое будет составлять благо для них. «Очень ответственна обязанность, лежащая на мне, и не по силам ноша, которую я несу. Вот что только могу сказать, Николай Иванович, не кривя душой: люблю я чуваш, от души желаю им всякого блага... У меня в жизни не было другой цели, как благо чуваш...», - признавался он в письме Н.И.Ильминскому от 27 февраля 1883 г. Будучи великим патриотом, всей теплотой своего сердца любившим родной народ, И.Я.Яковлев был свободен от малейших проявлений национальной ограниченности и нетерпимости к другим народам. Он был поборником национального подъема чувашей и сближения народов.

И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев в чувашской школе. Картина Н. ОвчинниковаВ целом же система просвещения чувашского народа, выработанная Яковлевым, включала первоначальное обучение на родном языке, четырехгодичный (вместо трехгодичного в русских школах) срок обучения в начальных училищах, подготовку кадров учителей главным образом из чувашей, издание религиозной, учебной, научно-просветительной и другой литературы, открытие и строительство начальных и двухклассных училищ, подготовку учащихся к практической жизни и труду. Через учителей и школы И.Я.Яковлев намеревался поднять уровень хозяйства и культуры всего чувашского народа.

Иван Яковлевич считал, что все народы полноценны и должны быть равны. В своем «Букваре» он писал, что «русские, татары, чуваши - все одно: люди». Больше всего чуваши общались с русскими. По своему экономическому, политическому и культурному развитию русский народ стоял выше чувашей и некоторых других народов России.

Великое значение просветительной деятельности И.Я.Яковлева и выработанной им системы просвещения родного народа заключалось в том, что он раскрыл единственно верную закономерность перспектив развития чувашского народа в существующих естественноисторических условиях: его национальный подъем, хозяйственный прогресс и развитие культуры на базе родного языка возможны лишь в дружбе с русским и другими народами. Симбирский педагог А. В. Годнев еще в 1908 г. писал об Иване Яковлевиче Яковлеве: «В высшей степени удачно решенным я считаю принципиальный вопрос о направлении и характере взаимных отношений чувашского и русского народов. Мысль, что оба эти народа самою историею связаны друг с другом неразрывно, что их интересы и культурные, и экономические солидарны, что им нужно рука об руку, как самым доброжелательным соседям, работать для обоюдного процветания, с ясным сознанием, что в дружной и согласованной работе заключается их общая выгода... - эта мысль мне представляется не только вполне правильной, но и нравственно прекрасной».

Заветной целью Яковлева было поднятие чувашей до того культурного уровня, на котором стоял русский народ, приобщение родного народа к русской культуре и сближение его с русским народом. И.Я.Яковлев решительно заявлял: «Инородцы должны прочно войти в великую семью русского народа, но войти в нее не пасынками, а равноправными детьми... Прежде всего надо устранить всякую мысль о насильственном воздействии, мысль, столько раз приводившую к самым печальным результатам». В 1917 г. Яковлев с полным основанием заявлял: «Я никогда не разделял господствовавших отчасти в правительстве, но и главным образом среди духовенства и земств, руководимых представителями узкого национализма, стремлений к насильственной русификации инородцев, тем более сам никогда таких навязанных мер не употреблял».

В качестве щита в борьбе против исламизации, отатаривания и насильственной русификации, то есть этнического слияния чувашей с русскими, Яковлев и его последователи выставили и проводили в жизнь тезис о «духовном обрусении», то есть об усвоении чувашами христианского учения. «Мы должны по духу сделаться русскими: по-русски думать и чувствовать. Для этого нам необходимо подняться до русской культуры... Поднять культуру чуваш возможно только через родной, понятный им язык», - писал Иван Яковлевич. С самого начала своей деятельности Яковлев утверждал, что нерусским народам «надо привить... все то хорошее, что имеется у русских, сохранив у них все ихнее хорошее, исторически-национальное».

Дело, начатое И.Я.Яковлевым, переросло в движение за национальный подъем чувашского народа, за его равноправие и сближение с русским и другими народами России. В нем участвовали сотни, затем и тысячи представителей чувашской и русской интеллигенции и крестьян. Возглавлялось оно И.Я.Яковлевым. Движение за национальный подъем, за родной язык и национальную культуру, за равноправие и сближение с другими народами являлось прогрессивной формой национально-освободительного движения.

Целей национального подъема чувашей и сближения их с другими народами И.Я.Яковлев и его многочисленные сподвижники добивались культурно-просветительными средствами и методами, в условиях существовавшего социально-экономического, политического и государственного строя России.

Каковы были результаты просветительной деятельности И.Я.Яковлева? Каково ее историческое значение?

Основное место в национальном подъеме чувашей и их сближении с другими народами И.Я.Яковлев и его сподвижники отводили развитию школьного образования с использованием родного языка. Важное значение придавалось просветительной работе среди всего чувашского крестьянства, направленной на повышение его хозяйственного и культурного уровня, материального благосостояния.

Чувашский букварь 1872 года

Великой заслугой И.Я.Яковлева в деле национального подъема чувашей и сближения их с другими народами являлись разработка им в начале 70-х годов XIX в. чувашского алфавита на основе русской графики и создание новой чувашской письменности, послужившей важнейшим средством развития просвещения, литературы и культуры народа. И.Я.Яковлев в 1868 г., будучи гимназистом, открыл в Симбирске чувашскую школу, которая благодаря стараниям инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н.Ульянова в 1871 г. была принята на государственное содержание. По окончании Казанского университета в 1875 г. И.Я.Яковлев был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, продолжал заведовать Симбирской чувашской школой, вскоре ставшей учительской. При ней в 1878 г. было открыто женское отделение, имелось базовое, опытное начальное училище. Для школы И.Я.Яковлевым были построены прекрасные корпуса. Симбирская чувашская школа, являясь школой-интернатом, вела подготовку учителей на базе передовой педагогической системы, сочетая трудовое, специальное и эстетическое обучение. В школе-интернате учащиеся учились и жили в условиях сельского чувашского быта, одевались в сельскую одежду, полностью сами себя обслуживали. Школа подготовила более 1000 учителей для работы в чувашских начальных училищах и среди крестьян, для осуществления дела национального подъема народа. В Симбирскую школу принимались одаренные дети преимущественно из малообеспеченных семей (Яковлев опасался, что дети богатых сельчан по окончании школы не будут работать учителями, а будут заниматься предпринимательской и торговой деятельностью). Школа выпускала учителей, представлявших собой сформировавшуюся высоконравственную личность, отлично подготовленных к педагогической деятельности, людей порядочных, добросовестных, честных, преданных великому делу просвещения родного народа. Часть своих выпускников Иван Яковлевич определял в духовные семинарии, чтобы они по их окончании поступали в вузы или же определялись священниками в чувашские приходы. Начальными училищами заведовали священники. От них зависело многое в постановке учебного процесса. Вмешательство просветителя в назначение священников в чувашские приходы часто приводило к скандалам с епархиальными епископами и уездными духовными правлениями, русским духовенством. Некоторые выпускники Симбирской чувашской школы экстерном держали экзамены за курс гимназии и поступали в вузы. И.Я.Яковлевым осуществлялась стройная система повышения квалификации учителей чувашских школ через проведение летних уездных курсов учителей.

В письме к В.И.Ленину от 12 ноября 1919 г. Яковлев пишет, что «одной из задач создавшейся мною школы было всячески содействовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта». На сближение чувашей с русскими и другими народами была направлена вся учебно-воспитательная работа в Симбирской чувашской учительской школе, в которой обучались не только чуваши, но и русские, мордва, татары, а также в инспектируемых Яковлевым чувашских начальных, двухклассных и второклассных школах. В них большие усилия прилагались к тому, чтобы учащиеся в совершенстве овладели русским языком. Прекрасно понимая значение русского языка, Яковлев в 1904 г. писал: «Русский язык при теперешнем все увеличивающемся спросе на труд, на рабочие руки делается для инородцев столь же необходимым, как свет или воздух». Изучение русского языка учащиеся начинали после овладения грамотой на родном языке. Выпускники Симбирской школы приступали к самостоятельной преподавательской работе с блестящим знанием не только родного, но и русского языка и литературы, а успехи в овладении русской речью в начальных чувашских школах были весьма хорошими.

Будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, Яковлев выполнял работу огромного масштаба по инспектированию и открытию не только министерских, но и земских, церковно-приходских, братских училищ в Казанской, Симбирской, Самарской и Саратовской губерниях округа. Он занимался открытием школ также в Уфимской и Оренбургской губерниях, не входивших в Казанский учебный округ. Ежегодно по два раза выезжая в инспекционные поездки по губерниям, И.Я.Яковлев встречался с чувашскими крестьянами десятков и сотен селений, убеждал их в необходимости открытия училищ. С этой же целью он вел огромного масштаба переписку с органами управления, земскими управами, духовными правлениями, учителями и крестьянами. В результате при участии И.Я.Яковлева и его учеников в Поволжье и Приуралье было открыто более 400 чувашских училищ. Многим вновь открытым училищам И.Я.Яковлев помогал строить учебные помещения, договариваясь с крестьянскими общинами о выделении средств и земельных участков, изыскивая другие источники финансирования, находя стройматериалы и подрядчиков.

Национальному подъему чувашей, предотвращению их от исламской ассимиляции и этнического исчезновения, сближению их с русскими, по мысли И. Яковлева, должно было служить также «приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой русско-народными массами. В этом отношении им сделано немало. При его участии и содействии был переведен на чувашский язык и издан Новый Завет, Закон Божий, Псалтырь и многие другие религиозные книги. Велась работа по переводу Ветхого Завета и были изданы его отдельные части. И. Я. Яковлев со своими соратниками выполнял громадную работу по изданию учебников, переводу с русского на чувашский язык и выпуску художественной, исторической, медицинской, сельскохозяйственной, естественнонаучной, методической, музыкальной и другой литературы. Всего им было издано свыше 100 названий книг и брошюр. Яковлевские книги способствовали росту грамотности и образованности народа, повышению его хозяйственного опыта и культурного уровня, развитию мировоззрения и национального самосознания, улучшению его санитарно-гигиенического состояния, сближению с русским и другими народами. И.Я.Яковлев в своих книгах, устных выступлениях и педагогической деятельности был ярким пропагандистом трезвого образа жизни и вреда курения.

Издание И.Я.Яковлевым учебников с оригинальными рассказами вызвало зарождение чувашской художественной литературы. Стали писателями обучавшиеся в Симбирской школе И.И.Иванов, И.Н.Юркин (он был исключен из школы по неуспеваемости и всю жизнь считал И.Я. Яковлева своим врагом), Г.И.Комиссаров, А.В.Княгинина, Т.С.Семенов-Тайр. В Симбирской школе расцвел талант великого классика чувашской поэзии К.В.Иванова, видного поэта Н.В.Шубоссинни. Здесь же учились будущие писатели: М.Д.Трубина, С.М.Лашман, Н.К.Патман и др. Под названием «Сказки и предания чуваш» И.Я.Яковлевым были опубликованы оригинальные произведения чувашской поэзии - баллада «Леший» М.Ф.Федорова, поэма «Нарспи» К.В.Иванова, поэма «Янтрак янтравĕ» и другие сочинения Н.В.Шубоссинни. В Симбирской школе выросли первые чуашские композиторы: Ф.П.Павлов, С.М.Максимов, Г.Г.Лисков, музыковед В.П.Пазухин, будущий организатор чувашского театра и драматург И.С.Максимов-Кошкинский, математики и педагоги Н.М.Охотников и П.М.Миронов, историк и этнограф М.П.Петров, языковед Ф.Т.Тимофеев и др.

В деле национального подъема чувашского народа И.Я.Яковлев и его сподвижники придавали большое значение распространению среди чувашских крестьян ремесел и передовой агрокультуры. Этой цели И.Я.Яковлев добивался главным образом через учителей и сельские школы. Учебный план Симбирской школы фактически включал в себя курс средней сельскохозяйственной школы: изучение естествознания и сельскохозяйственных наук. Будущие учителя еще с 70-х годов XIX в. получали в школьной мастерской специальности сапожника, кузнеца, столяра и токаря, с 90-х годов на школьной ферме в совершенстве овладевали передовыми, лучшими приемами ведения полеводства, животноводства, огородничества, садоводства и пчеловодства. Выпускники школы при многих сельских училищах открывали ремесленные мастерские и заводили образцовые сельскохозяйственные пришкольные участки, обучали учащихся и крестьян новым приемам ведения хозяйства, помогали крестьянам в повышении культуры земледелия.

Учащиеся женского отделения Симбирской школы обучались рукоделию, кройке и шитью. Работая учительницами, они распространяли эти знания среди учениц и крестьянок.

Воспитанники яковлевской школы учили крестьян чистоте в домашнем быту, санитарии и гигиене.

В Яковлевской программе национального подъема чувашей важное место занимало эстетическое воспитание народа. Воспитанники Симбирской школы основательно учились пению и игре на скрипке. В школе под руководством лучших музыкантов работали мужской, женский и смешанный хоры, а в начале XX века также струнный, духовой и симфонический оркестры, которые обслуживали не только школу, но и весь Симбирск. Воспитанники школы умели организовать хор и руководить им. Работая в сельских училищах, они руководили хорами, пропагандировали музыку и песню в народе. При сельских училищах имелись библиотеки и открывались читальни для крестьян, проводились народные чтения. В Симбирской школе была осуществлена постановка оперы «Жизнь за царя» М. Глинки. Поэт К.В.Иванов был прекрасным художником. Он работал преподавателем рисования, художественно оформил постановку указанной оперы, оставил несколько произведений живописи.

Иван Яковлевич постоянно общался с крестьянами, входил в их нужды и беды. Он принимал их в Симбирской школе и в деревнях, при инспектировании школ, являлся добрым и знающим советчиком и помощником в решении социальных проблем, помогал им в приобретении казенных, удельных и помещичьих земель, строительных материалов, сельскохозяйственных орудий и машин, получении семенной ссуды и т. п. Он давал крестьянам юридическую консультацию, защищал их от притеснений в органах власти и судах. Им были открыты приюты для чувашских одиноких женщин и детей, первые детские сады при школах на летнее время, лазарет для раненых воинов.

Яковлевская школа воспитала немало общественных и военных деятелей, патриотов. В годы первой мировой войны и гражданской войны многие учащиеся школы добровольно ушли на фронт, И.С.Космовский стал командиром полка. Воспитанники школы Т.С.Кривое, Д.С.Эльмень и другие стали видными общественными и государственными деятелями.

Активными участниками движения за национальный подъем чувашей и сближение народов, сподвижниками И.Я.Яковлева были деятели просвещения и ученые В.К.Магницкий, Н.В.Никольский, Н.И.Ашмарин, педагог В.А.Ислентьев, инспектор народных училищ Козмодемьянского и Ядринского уездов Ф.Н.Никифоров и др.

Вся деятельность И.Я.Яковлева по национальному подъему чувашей была сопряжена с преодолением огромнейших трудностей, преследований со стороны реакционеров-шовинистов - министров народного просвещения, попечителей Казанского учебного округа, казанского архиепипископа Палладия и симбирского епископа Никандра, других представителей духовенства, обвинявших его в сепаратизме, в стремлении к отторжению чувашей от русских, к созданию чувашского национального государства и т. п. Отвергая подобные обвинения, Яковлев постоянно доказывал, что ни исторические, ни культурные, ни географические условия не дают оснований для политического и государственного обособления чувашей от русского народа, от России. Напротив, по мнению просветителя, чуваши должны помогать русскому народу в разрешении возникающих перед ним исторических задач, «с верой в то, что многострадальный мудрый русский народ поймет в свое время, признает и оценит их подвиги и жертвы».

Иван Яковлевич, оправдываясь перед обвиняющими его в сепаратизме и национализме, иногда допускал передержки, преувеличения. В объяснительной записке министру народного просвещения от 8 ноября 1912 г. Яковлев писал: «Наши инородцы так отстали от окружающего их русского народа, настолько бедны духом и материально, что ни о каких подобных мечтаниях со стороны не может быть и речи... Они - незначительные спутники великого мирового тела русского народа - покорно следуют в его исторической орбите, его счастье - их счастье, его горе - их горе, его будущее - их будущее». Просветитель допускал такие фразы: «Николай самостоятельной политической роли нашим восточным инородцам играть не суждено, никакого самобытного и национального развития им искать не следует»; «Русской историей для всех народностей России, в том числе даже и бывших исторических - поляков, немцев Остзейского края и др., поставлен бесповоротно вопрос полного слияния с русской народностью. Русская народность – это великая сила, перед исторической задачей которой все живущие в пределах России необходимо должны преклоняться». Ему принадлежат и такие слова: «Фантазировать на тему об автономии для чуваш, черемис, вотяков и т. д., развивая национальный задор, значило бы понапрасну тратить силы и внимание на химеры и играть судьбою инородцев». Хотя И.Я.Яковлев в своей практической деятельности всегда выступал против этнической русификации чувашей, он часто писал о слиянии в далеком будущем чувашей с русскими, не объясняя причин и обстоятельств слияния. Его ученик и сподвижник М.П.Петров в книге о Н.И.Ильминском дает и объяснение факторов слияния, указывая, что с распространением христианских идей на родном языке «инородцы больше и больше отказываются от всего созданного своею собственною силою: оставляют обычаи, ими самими выработанные, нравы, в которых они ужились, традиционные принципы, которыми они обычно руководствовались в жизни, и миросозерцание, которое они себе составляли. Взамен всего этого они усваивают христианские воззрения русского народа с его национальными обычаями и особенностями. Таким образом, инородческие племена своею массою делают первый и самый важный шаг к сближению с русским народом, сначала на почве духовно-нравственной, на почве веры, чтобы после, в грядущие времена, окончательно слиться с великим державным народом, для общей гражданской и культурной жизни». По-видимому, Иван Яковлевич объяснял возможность этнического слияния чувашей с русскими воздействием христианства — одной из общечеловеческих ценностей.

Хотя чувашский просветитель в практической деятельности ничего не делал для обрусения чувашей, представители чувашских национальных движений, основываясь, вероятно, на его высказываниях, объявляли И.Я.Яковлева, как и Н.И.Ильминского, русификатором.

Иван Яковлевич имел основания считать себя лидером чувашского народа в период дореволюционного пятидесятилетия. 4 августа 1921 г. он оформил завещание чувашскому народу на русском и чувашском языках (в русском варианте - 7 статей (абзацев), в чувашском варианте имеется дополнительная статья). «... Друзья и родичи мои чуваши, - пишет просветитель. - О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам первым хочу сказать мои последние пожелания». Он предлагает беречь веру в бога, указывая: «Веруйте, что есть мздовоздатель за добро и за зло, что есть высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный». Вторая, большая, статья, посвящена русскому народу и России. «Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью». В третьей статье просветитель обращается к тем из чувашей, «кому выпало счастье получить образование», просит их помогать соплеменникам в получении образования. «Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного». Просит их завершить перевод Ветхого Завета, послужить делу христианского просвещения восточных народов России. В четвертой статье содержится просьба беречь семью как опору народа и государства, в пятой - быть дружными между собой, помнить «о великом завете Спасителя: любите ненавидящих вас и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения». Шестая статья просит верить в силу мирного труда и любить его, бояться путей кривых и обходных. В седьмой статье просветитель просит простить его вольные и невольные обиды, благодарит всех, приходивших на помощь его делу. В дополнительной статье чувашского варианта И.Я.Яковлев указывает на негативную черту, встречающуюся среди чувашей: не давать соплеменнику выходить вперед, повышаться, подставляя ему ножки. Он просит освободиться от этой черты.

Из завещания вытекает, что нация, не ущемляя интересов других народов, должна стремиться к самосовершенствованию, быть разносторонне гармонически развитой общностью людей, порядочной, трудолюбивой, высоконравственной, дружелюбной ко всем нациям и достойной своего имени. Многие положения завещания актуальны и сегодня.

Из содержания данной статьи можно заключить, что историческое значение просветительной деятельности И.Я.Яковлева сводится к следующему: 1) приостановился процесс исламизации чувашей и их отатаривания, который мог привести к исчезновению древней народности; одновременно безуспешной была великодержавная политика этнической русификации чувашей; 2) за полвека произошел значительный национальный подъем чувашского народа, который поднялся не на вершок или два, как мечтал просветитель, а на целую ступень: появилась чувашская письменность, уровень грамотности населения достиг примерно 12%, сложилась национальная интеллигенция, усовершенствовались хозяйственные занятия и навыки чувашей, несколько улучшилась их бытовая культура, возникли разные виды литературы на чувашском языке, в том числе художественная, зачатки профессиональных национальных искусств: музыкального, театрального, изобразительного, упрочилось национальное сознание народа; 3) произошли заметные сдвиги в духовном, культурном, экономическом сближении чувашского народа с русским и другими поволжскими народами, в усвоении чувашами христианского учения и русской культуры, русского языка; повысилась общественно-политическая активность чувашского народа.

Чувашский народ в своей социальной памяти бережно хранит имя просветителя. Оно присвоено Чувашскому государственному педагогическому институту, Бичуринской и Аликовской средним школам Чувашии. В Чебоксарах перед зданием Национальной библиотеки воздвигнут бронзовый памятник И.Я.Яковлеву, его имя носит широкий проспект, выходящий к государственному шоссе Чебоксары - Ульяновск. В Ульяновске реставрируется комплекс зданий Симбирской чувашской учительской школы. Реставрированный комплекс станет также памятником И.Я.Яковлеву. Недавно организованы общества И.Я.Яковлева в Ульяновской области и Башкирии.

Димитриев, В. Великий учитель: об историческом значении просветительной деятельности И. Я. Яковлева / В. Димитриев // Ялав. – 1998. – № 2. – С. 22-30.

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru