Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

Чувашия в российской прессе 2006 г. - февраль


Алгоритмы победы : лучший бухгалтер России трудится в Чувашии // Российская газета. – 2006. – 10 февраля. – С. 26.
Андреев Д. «Двор» за решеткой : Общий срок наказания для преступной группировки составил 123 года // Российская газета. – 2006. – 15 февраля. – С. 6. – (Волга-Урал).
Андреев, Д. Меню по программе / Д. Андреев // Российская газета. – 2006. – 14 февраля. – С. 6. – (Волга-Урал).
Приверхов, Л. Пекинская опера в музее / Л. Приверхов // Российская газета. – 2006. – 15 февраля. – С. 6. – (Волга-Урал).
Андреев, Д. Прекрасное с полезным : успех проекта – в связи культуры с бизнесом / Д. Андреев // Российская газета. – 2006. – 28 февраля. – С. 6. – (Волга-Урал).
Полат, Н. Семилетний мальчик двое суток замерзал в ледяной шахте / Н. Полат // Известия. – 2006. – 16 февраль. – С. 1, 5.
Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С. 13-17.
Сорокин, В. А у нас в квартире газ, а у вас? / Василий Сорокин // Российская кооперация. – 2006. – 23 февраля. – С. 4.
Лукина, Л. В год духовного просвещения / Людмила Лукина, Василий Сорокин // Российская кооперация. – 2006. – 16 февраля. – С. 3.
Полат, Н. В наказание за двойки мать заморозила сына / Наталья Полат // Известия. – 2006. – 28 февраля. – С. 1, 3.
Во имя лучшей жизни / подгот. С. Абрамов // Стандарты и качество. – 2006. – № 2. – С. 5.
Крылов, И. Золотой фонд прессы / Иван Крылов // Культура. – 2006. – 16-22 февраля. – С. 2. – Из содерж. : среди других лауреатов газета «Советская Чувашия».
Награды вручены достойным / подгот. С. Абрамов // Стандарты и качество. – 2006. – № 2. – С. 5.
Памяти Геннадия Айги // Книжное Обозрение. – 2006. – № 8. – С. 2.
Умер Геннадий Айги // Коммерсантъ власть. – 2006. – 27 февраля (№ 8). – С. 56
Вырастайкин, В. Условно-досрочное освобождение / В. Вырастайкин // Законность. – 2006. – № 2. – С. 31-34.

Алгоритмы победы : лучший бухгалтер России трудится в Чувашии // Российская газета. – 2006. – 10 февраля. – С. 26.

В конкурсе, который проводил Институт профессиональных бухгалтеров при поддержке Минфина России, участвовало более трех тысяч специалистов из 65 регионов страны. Звание «Лучший бухгалтер России – 2005» по праву завоевала главный бухгалтер ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер» Надежда Кузнецова.

Всего от республики участвовали 37 бухгалтеров коммерческих и бюджетных организаций. Дипломы лауреатов Всероссийского конкурса получили 19 человек.

Победа представительницы из Чувашии закономерна. «Республиканский наркологический диспансер» – в числе лучших в Поволжье. По словам главного врача клиники Алевтины Андреевой, по федеральной программе «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2000-2004 годы» получено оборудование на 4 миллиона 300 тысяч рублей. Диспансер оснащен компьютеризированным газожидкостным комплексом «Кристалл – 2000», набором для проведения тонкослойной хроматографии, прибором ТДХFL. Химико-токсилогическая лаборатория диспансера единственная в республике проводит аналитическую диагностику наличия психоактивных веществ в организме человека.

Опыт организации межведомственного взаимодействия в системе детско-подростковой наркологической службы был положительно отмечен Минздравом России.

Андреев Д. «Двор» за решеткой : Общий срок наказания для преступной группировки составил 123 года // Российская газета. – 2006. – 15 февраля. – С. 6. – (Волга-Урал).

Вынесен обвинительный приговор в отношении членов преступной группировки вымогателей.

Целых четыре года это неформальное объединение молодых людей с условным названием «Двор» наводило страх на жителей города Канаш и прилегающего района республики. Сколотил банду Сергей Димитриев, ранее судимый за грабеж. На счету 12 бандитов немало и особо тяжких преступлений. Следствием установлено, что они вымогали деньги у лиц, осуществляющих торговлю на рынке, у водителей маршруток и таксистов. В свое оправдание крепкие ребята говорили, что ситуация подтолкнула на скользкую дорожку. Мол, вокруг так бурно процветали ларьки, что не грех было заняться незаконным и неконтролируемым накоплением капитала.

Будучи единоличным лидером, Димитриев создал несколько обособленных подразделений, распределил между ними зоны влияния, назначил руководителей. Как в сообществе в целом, так и во всех его структурных подразделениях четко распределялась роль каждого участника. Первая группа вымогала денежные средства у рыночных торговцев. Вторая группа промышляла среди водителей маршрутных такси, осуществляющих перевозку пассажиров между городами Канаш и Чебоксары. Раскинуты были сети и над городскими таксистами. И ворованные деньги при такой продуманной организации, текли рекой.

Для надежной связи между собой, координации действий всех членов преступной группировки имелись мобильные телефоны, также использовались легковые автомобили и даже боевое огнестрельное оружие.

Благодаря профессионализму следователей прокуратура Чувашии, следственные мероприятия были завершены в кратчайшие сроки, и дело было направлено в суд. В отношении всех лиц вынесен обвинительный приговор. Верховный суд Чувашской Республики определил общий срок наказания – 123 года лишения свободы. Сам Димитриев проведет 16 лет в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу.

Андреев, Д. Меню по программе / Д. Андреев // Российская газета. – 2006. – 14 февраля. – С. 6. – (Волга-Урал).

Хотя в Чувашии уже не первый год реализуется региональная концепция государственной политики в области здорового питания, именно новая программа позволит улучшить структуру потребительской корзины за счет увеличения потребления доли свежих овощей и фруктов, появления широкого ассортимента продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами.

Если ряд проблем, среди которых недостаток йода и избыток фтора, вызваны природными особенностями республики, то отсутствие горячего питания в школах и организациях, дефицит витаминов, несбалансированность меню безотлагательно решить более реально. Настораживает, что лишь на половине крупных предприятий столицы имеются рабочие столовые, a буфетов и того меньше. Школьники жалуются на невкусные обеды, зачастую отказываются от горячего питания, перебиваясь всмятку.

При обсуждении проекта программы вновь заговорили о поддержке отечественного товаропроизводителя. На заседании правительства глава республики Николай Федоров поручил Минсельхозу активно поработать над тем, чтобы местные продукты «вернулись» на столы потребителей. Не секрет, что продукция с полей ферм Чувашии экологически чистая, потому успешно конкурирует во многих регионах страны.

Подсчитано, что за счет формирования в обществе культуры здорового питания можно снизить уровень первичной заболеваемости на 3 процента.

Приверхов, Л. Пекинская опера в музее / Л. Приверхов // Российская газета. – 2006. – 15 февраля. – С. 6. – (Волга-Урал).

Исторические хроники утверждают, что ею заслушивался выдающийся уроженец Чувашии, находясь в составе Девятой духовной миссии в 1807-1821 годах на китайской земле. 18 песен-историй в стиле китайской оперы подарил директор института туризма и сервиса. Кстати, в залах музея «Бичурин и современность», расположенного в поселке Кугеси, представлены также археологические находки из абашевских курганов, самобытная чувашская вышивка, предметы дореволюционного крестьянского быта. В прошлом году в музее побывала и делегации из Китая. Позднее посольство КНР передало в дар фотовыставку «Современный Китай». Впрочем, и российские власти поддерживают местных хранителей истории. На денежные средства гранта президента России сейчас оборудуется читальный зал, в котором можно будет ознакомиться с копиями и электронными версиями трудов Бичурина. А весной будет разбит парк, оформленный в китайском стиле, где установят бюст ученого. Над ним работает заслуженный художник Чувашской Республики Федор Мадуров. На днях решено включить музей в туристический маршрут по Поволжью.

Андреев, Д. Прекрасное с полезным : успех проекта – в связи культуры с бизнесом / Д. Андреев // Российская газета. – 2006. – 28 февраля. – С. 6. – (Волга-Урал).

В первый день весны в Чувашии будут объявлены свои «культурные столицы». И это может быть не только город Чебоксары, но и любой другой или районный центр.

Об этом сообщил руководитель Республиканской дирекции культурных программ Максим Матросов. Решение было принято после того, как культработники обсудили перспективу инновационного развития Чувашии в сфере культуры. Победители конкурса получат право принимать у себя все проекты, удостоенные грантов главы республики. Кстати, присуждаются они в третий раз. Ожидается, что их будет не менее десяти, ведь общий грантовый фонд составляет полмиллиона рублей. По условиям конкурса максимально запрашиваемая сумма на реализацию каждого проекта определена в 50 тысяч рублей. Организаторы не забудут и ряд других успешных находок, в свое время вызвавших широкий общественный резонанс в Приволжском федеральном округе, таких, например, как знаменитый концертный чебоксарский «Вокзал-Vauxhall». Его изюминка – в переосмыслении железнодорожного вокзала как места встречи различных музыкальных культур, что позволило превратить его в «вокальный зал». Идею переняли в городе Канаше, где периодически проходят выставки народных промыслов и выступают местные музыканты. Вероятно, «культурными столицами Чувашии» будут названы два города, чтобы можно было организовать сетевой марафон культурных событий. При этом Чебоксары, конечно же, останутся в эпицентре всех подобных акций. Выбор нынче богатый. В Мариинском Посаде в прошлом году уже проводили местный марафон, сформированный на основе проектов-победителей конкурса грантов главы администрации города. Есть и другие интересные площадки. Однако, по мнению начальника управления культуры и искусства Минкультуры Чувашии Розы Лизаковой, «одна из главных проблем районов и городов республики – не очень активная инновационная и менеджерская деятельность в данной сфере». Как отметил Матросов, большое внимание следует уделить связи культуры с бизнесом и властью, поскольку именно через эти структуры возможно успешное продвижение проекта. «Бизнес пользуется тем именем и брэндом, которое создает искусство, – сказал он. – Самый короткий и верный путь в инновации – найти недостатки и превратить их в достоинства». В пример им были приведены первые авторалли «Золотые пески Заволжья», с успехом реализованные в поселке Сосновка, который до этого имел не очень лестную репутацию территории оврагов и труднопроходимых дорог.

Полат, Н. Семилетний мальчик двое суток замерзал в ледяной шахте / Н. Полат // Известия. – 2006. – 16 февраль. – С. 1, 5.

Мужеством второклассника Данилы Игнатьева из райцентра Канаш в Чувашии восхищаются все врачи республиканской больницы № 1. Мальчик провалился в занесенный снегом открытый люк телефонной шахты, на дне которой ему пришлось провести целых два дня. На улице в это время был 30-градусный мороз. Очутившийся в ледяном плену ребенок только чудом смог выжить...

– Мама, не плачь, я знал, что ты найдешь меня, – успокаивает теперь мать лежащий на больничной койке Даня, – вот увидишь, я скоро поправлюсь и больше не потеряюсь...

Два дня Валентина Игнатьева бегала по канашским дворам в поисках пропавшего сына. Накануне Данила сказал матери, что сбегает в гости к отцу (родители мальчика развелись).

Однако вскоре мама мальчика Валентина выяснила, что ни у бывшего супруга, ни у бабушки, ни у друзей-одноклассников мальчика нет. Близился вечер, температура на улице опустилась ниже 30 градусов. В тот же вечер женщина обратилась в милицию, но, как она утверждает, там отказались принять заявление и попросили прийти на следующий день.

– Тогда я подняла всех родственников и друзей, – рассказывает «Известиям» Валентина. – Мы сами стали ходить по стройкам, дворам и подъездам. Все бесполезно...

Женщина даже не представляла, что все это время ее сын находится недалеко от отцовского дома, в нескольких метрах под землей. По дороге он решил прокатиться по одному из сугробов и провалился в засыпанный снегом открытый люк телефонной шахты. Всю ночь Даня не спал, он пытался вылезти самостоятельно. Прыгал, пытался зацепиться за кирпичи, но только изорвал перчатки. Его крики о помощи никто не слышал. Нашли Данилу только через двое суток, совершенно случайно. Его же ровесники гуляли около дома со злополучным люком, прыгали в те же сугробы. Чудом не провалились сами в ту же яму.

– Я случайно услышал, будто из-под земли человеческий стон раздается, – позже рассказывал родителям Дани один из мальчишек, – пошел на голос, увидел эту дыру и сразу понял, в чем дело.

Когда Данилу вытаскивали из люка, он находился в сознании, но уже не мог ни говорить, ни двигаться. В республиканскую больницу из Канаша его привезли с тяжелейшими обморожениями. Одежда и обувь на нем сначала отсырела, а потом заледенела и стала подобием ледяного скафандра. Ее пришлось удалять с помощью ножниц. Хирурги поначалу думали, что ребенку придется ампутировать обе ноги. Но, к счастью, обошлось. Лечащий врач Людмила Данилова сейчас оценивает состояние мальчика как средней тяжести.

Ему удалили отмороженные куски кожи и под вопросом ампутации теперь находятся только большие пальцы ног.

– Слава богу, что Даня остался жив, но ведь все равно кто-то должен ответить за то, что случилось с моим сыном, – возмущается Андрей Игнатьев.

В настоящее время Канашская межрайонная прокуратура возбудила, по данному факту уголовное дело по ст. 293 УК РФ («Халатность»). Она предусматривает наказание до семи лет лишения свободы. Вот только найти того, по чьей вине телефонная шахта оказалась открытой, очень сложно. Все от нее открещиваются.

– Шахта не состоит на балансе связистов, – уверяет начальник Канашского филиала «Волгателекома» Лидия Казанцева. – Там даже оборудования нашего нет.

Коммунальщики виноватыми считают строителей.

– Здесь Новочебоксарский строительный комбинат хотел возвести пятиэтажку с телекоммуникациями, – вспоминает руководитель Канашского городского управления ЖКХ Михаил Бурлаков, – но потом предприятие обанкротилось, дом построили только двухэтажный, шахта не понадобилась. Про нее все забыли. Возможно, крышку люка кто-то стащил и сдал в металлолом. Знаете, сколько сейчас таких случаев? А новая ведь 2000 рублей стоит. Да и кто ее будет покупать, если колодец ни у кого на балансе не числится.

Между тем отец мальчика, прихватив с собой фотокамеру, прошелся по окрестностям улицы Машиностроителей близ своего дома и обнаружил еще четыре открытых люка. Фотоснимки этих колодцев он тут же отнес в районную прокуратуру. «Известиям» удалось выяснить, что шахты были выкопаны разными организациями – как частными, так и муниципальными. Но они не раз передавались от подрядчика подрядчику. Сейчас следствие выясняет их принадлежность.

Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С. 13-17.

Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учет интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе. Основой российского гражданского общества должны стать признание полиэтнического, поликультурного, поликонфессионального построения государственности и формирование дружественных межнациональных отношений на основе гибкой национальной политики, реализуемой прежде всего в области образования.

Народы Поволжья принадлежат к различным религиозным и культурным традициям – христианской и мусульманской. Здесь проживают русские, татары, мордва, чуваши, немцы и т.д. Это ставит перед региональным образовательным пространством непростые задачи формирования дружественных, гуманистических межнациональных отношений, развития этнической толерантности.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Она означает уважение, принятие и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность предполагает отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждает нормы, установленные в международных актах в области прав человека [2].

Анализ педагогической литературы показал, что понятиям «толерантность» и производным от него отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений. К примеру, Б.С. Гершунский вводит в научный оборот такие понятия, как «менталитет толерантности», «мировоззрение толерантности», «толерантное поведение».

Психология в общем виде определяет толерантность как свойство биологической или социальной системы принятия другой системы или ее элементов, неоказания им сопротивления.

Социологи считают, что толерантность является той «культурной» направленностью, установкой, отношением личности, которая, в отличие от идеи космополитизма, предполагает понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

В краткой философской энциклопедии находим: «Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [4, с. 457].

На наш взгляд, наиболее точна в современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности, данная Б.З. Вульфовым. Она понимается им как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни» [1, с. 12]. При этом под процессом воспитания толерантности педагог подразумевает целенаправленную организацию позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т.е. создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного.

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений директор Института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишков, заявив о необходимости «межнациональной толерантности». По определению академика В.А.Тишкова, толерантность – это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» [7, с. 259]. Ученый отмечает также, что толерантность находит свое выражение в двух сферах: на психологическом уровне – как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на политическом уровне – как действие или осуществленная норма. В первом случае толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Во втором – это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противодействующих в несогласии субъектов. Мы полагаем, что такое определение этого понятия очень близко педагогике.

Сегодня, когда объективная реальность заставляет более пристальное внимание уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, мы говорим о необходимости этнической толерантности, понимая под ней «принимающую» внутреннюю установку личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Мы считаем этническую толерантность доминантой культуры межнациональных отношений, а уровень ее сформированности – ведущим интегрирующим критерием определения уровня развития культуры межнациональных отношений у учащихся. Развивать этническую толерантность как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов. Профессор Г.Д. Дмитриев [3, с. 40-42] выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

1. Обучение толерантности. Этот уровень предполагает развитие у индивида (ученика, учителя) терпимости в отношении культурных особенностей других этносов и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они вызывают негативную реакцию; формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов. На данном уровне не следует ожидать от ученика восхищения своими одноклассниками ввиду их этнокультурных отличий. Более того, то, к чему он толерантен сегодня, завтра им может быть отвергнуто: терпимость, как и терпение, тоже может «лопнуть». Подчас терпимость воспринимается как вынужденная необходимость, которую человек старается отбросить при первой же возможности («не хочется нарываться на неприятности, поэтому приходится терпеть»). Тем не менее, если в школе в планах или программах педагогических и ученических советов на очередной учебный год или просто на плакате будет написано: «В нашей школе приветствуется толерантность ко всем различиям», это может послужить основой для перехода ко второму уровню многокультурного развития. У учащихся, представителей других этносов, появятся ростки уверенности в том, что их отличия в речи, одежде, разрезе глаз, способностях не станут причиной сарказма, остракизма, иронии, смеха, издевательств. Быть толерантным – значит уже бросать вызов ненависти, дискриминации, пусть и не в активной форме.

2. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку. Принимая различия, школьник признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и окружающих. Вместе с тем учитель должен относиться к национальной культуре школьника с пониманием, желанием больше узнать о ней и лучше понять. Принимая отличие учащегося как преимущество, а не проблему или препятствие, учитель использует культурное различие (например, языковое) в качестве стимула к тому, чтобы научить других учащихся понимать и принимать культурный плюрализм, жить по демократическим правилам. Таким образом, учитель и ученик переходят к следующему уровню много-культурности.

3. Уважение культурных различий – третий уровень поликультурного становления личности, предполагающий высокую оценку другой культуры.

4. Утверждение культурных различий – следующий уровень поликультурного образования и культурного становления. И детям, и взрослым его достичь труднее всего. Лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности. На этой стадии к учителю и ученику приходит понимание необходимости активной позиции.

Работу по развитию этнической толерантности учащихся лучше проводить по следующим двум направлениям.

1. Урочная работа, предполагающая изучение учащимися национально-регионального компонента содержания образования, построенного на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Введение в школах учебного курса, представляющего определенную систему знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечивающих развитие этнической толерантности.

2. Внеурочная работа. Необходимыми мы считаем следующие педагогические условия развития этнической толерантности учащихся в образовательном процессе:
– выделение и реализацию национально-регионального компонента содержания образования, ориентированного на толерантность, общечеловеческие и национальные (этнокультурные) ценности;
– создание и введение в вариативную часть содержания образования специального учебного курса, обеспечивающего формирование определенной системы знаний, способов деятельности и ценностей в плане развития этнической толерантности;
– определение круга установок в аспекте этнической толерантности, которыми должен обладать учитель;
– реализацию учителем потенциала ситуаций межэтнического взаимодействия учащихся;
– построение процесса обучения, характеризующегося диалогичностью общения учителя и учащегося.

Реализовать вышеназванные педагогические условия развития этнической толерантности можно с помощью хорошо известных педагогических технологий.

1. Тренинг общения. Он представляет собой вид групповой психологической работы, направленной на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в межэтническом взаимодействии. Благодаря практическому тренингу в разнообразных ситуациях общения, воспроизводимых в группе (классе), учащийся лучше видит свои ошибки. Применяя тренинг общения, учитель:
– помогает учащимся овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;
– развивает у учащихся способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей, в том числе представляющих иные национальности;
– через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, разрушению стереотипов, мешающих реальному и продуктивному межэтническому общению;
– обучая индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми разных национальностей, повышает его эффективность.

Индивидуальный тренинг как одна из форм представляет собой своеобразную самоподготовку – достаточно эффективную, а главное, вызывающую интерес у подростков. Например, можно предложить учащимся выполнить такое домашнее задание: составить список людей, принадлежащих к различным этнокультурным группам, по отношению к которым у них было (или есть) негативное стереотипное отношение. Пусть проанализируют свой жизненный опыт и опишут причины, а также людей или случаи, способствовавшие возникновению и формированию этих стереотипов. Что помогло (помогает) им преодолеть их?

Групповой тренинг представляет собой более высокий уровень социально-психологической подготовки, так как предполагает использование групповых механизмов. Он является эффективным средством развития этнической толерантности у учащихся при условии соблюдения всех правил организации и проведения тренинга.

2. Специальные психотехнические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. Эту технологию можно применить на начальном этапе с целью снятия психологического напряжения, раскрепощения участников (перед началом тренинга), выявления лидеров и т.д.

3. Психодрама, или социодрама, – одна из новейших педагогических технологий, широко распространенная в настоящее время на Западе, особенно в Англии и Германии; это социально-психологический театр, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, в нашем случае иной национальности, умение войти с ним в продуктивный контакт. Опыты показали, что данная технология наиболее эффективна при работе с учащимися X–XI классов и студентами. Например, можно использовать прием «замены ролей»: двое учащихся обмениваются друг с другом ролями, т.е. один тщательно старается воспроизвести образ другого (его поведение, речь и т.д.) и наоборот; если это необходимо, возможен возврат к самому себе (в собственную роль), чтобы конкретизировать и усилить некоторые характеристики своего портрета, изображенного партнером. Учащиеся в игре стараются «продемонстрировать» этнокультурные различия, и, что особенно важно, эта технология допускает «проигрывание» конфликтных ситуаций [6, с. 20-21].

4. Ролевые игры направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением. Направленность на развитие этнической толерантности осуществляется за счет подбора содержания. Так, автор теории «Многокультурное образование» доктор педагогических наук, профессор Г.Д.Дмитриев предлагает в работе со старшеклассниками, студентами педагогических колледжей использовать ролевую игру «Миклухи» и «Маклаи». Она заключается в следующем: коллектив учащихся делится на две группы, участники которых не только «говорят на разных языках», но имеют много существенных различий (у одних не принято улыбаться и уважать старших, у других матриархат и традиция посылать воздушные поцелуи и т.д.), затрудняющих общение друг с другом. Игра позволяет ее участникам приобрести практический опыт пребывания в иной этнокультурной группе, проанализировать свои стереотипы и предубеждения, критически оценить уровень своей толерантности по отношению к этнокультурным различиям и т.д. [3, с. 198-203].

Рассмотренные нами педагогические технологии прежде всего могут быть реализованы во внеурочной работе со школьниками. На уроках же учитель может развивать этническую толерантность за счет использования активных методов обучения. Они повышают активность учащихся на уроке и способствуют осознанному изучению материала, составляющего содержание национально-регионального компонента образования. Например, при изложении нового материала учитель может использовать элементы проблемности (так, на уроках образовательной области «Технология» возможен проблемный вопрос: «В чем главное различие мясных блюд народов Поволжья?» Ответ: «У башкир и татар ведущее место в пище занимают баранина и конина, а у мордвы, чувашей и русских – свинина и говядина»).

Наш опыт работы показал, что хороший эффект дают: письменные доклады и устные сообщения учащихся (выбор тем с учетом пожеланий и интересов учащихся); самостоятельное составление вопросов и регулярные взаимопроверки по информационным картам; работа в парах; привлечение старших родственников и членов семьи к выполнению домашних заданий творческого характера; использование «национального» решения при оформлении рефератов, составлении кроссвордов, ребусов и т.д. (при этом учащиеся используют национальные мотивы: орнамент (чаще всего стилизованный), традиционные национальные цвета или иллюстрации). Не менее интересным способом изучения учебного материала национально-регионального компонента являются экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного творчества, посещение национальных празднеств, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывает положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

Особого внимания заслуживает выполнение групповых заданий и групповых творческих проектов (здесь важно продуманно сформировать полиэтнические ученические группы). Среди понравившихся обучающимся заданий можно назвать разработку сценариев национальных праздников «Масленица», «Вайнахт» и «Сабантуй», а также семейного праздника чувашей «Алла-алан»; создание коллекции молодежной одежды, стилизованной под национальные костюмы жителей Поволжья (в виде журнала мод с использованием техники коллажа). Важно предоставить учащимся свободу выбора объектов труда. Так, на уроках технологии учащиеся самостоятельны в выборе мотива национальной вышивки, кулинарного блюда народов Поволжья, варианта традиционного интерьера жилого дома Поволжья, сценария национального праздника и т.д.

Литература
1. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. – №6. – С. 12-16.
2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
3. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. – М. : Народное образование, 1999.
4. Краткая философская энциклопедия. М. : Прогресс-Энциклопедия, 1994.
5. Мубинова З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы / Башкирский гос. университет. – Уфа, 2000.
6. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Методические описания и комментарии. – СПб.: Речь, 2001.
7. Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. – М., 1997.

Сорокин, В. А у нас в квартире газ, а у вас? / Василий Сорокин // Российская кооперация. – 2006. – 23 февраля. – С. 4.

На этот вопрос из популярного детского стихотворения большинство жителей Чувашии уже могут не без гордости ответить: «У нас дома тоже газ, скоро ждем водопровод. Вот!»

Десятилетняя государственная программа по газификации населенных пунктов республики в минувшем году полностью завершена. Теперь жители даже в самой глубинке пользуются «голубым топливом». Успешно реализуется и другая программа – об обеспечении населения качественной питьевой водой. Словом, желание людей жить в тепле и с комфортом воплощается в жизнь.

В кооперативных организациях тоже уделяют большое внимание газификации. На сегодняшний день неэффективное топливо переведено более 80 процентов объектов. А в Ядринском и Моргаушском райпо эту работу в прошлом году уже успели закончить. Ядринцы провели газ на 122 предприятия, моргаушцы – на 63.

Совет и правление Чувашпотребсоюза поставили задачу: в 2006 году завершить газификацию всех кооперативных объектов. Особенно активно работают в этом направлении в Сундырском, Ибресинском и Порецком райпо.

Лукина, Л. В год духовного просвещения / Людмила Лукина, Василий Сорокин // Российская кооперация. – 2006. – 16 февраля. – С. 3.

На оптимистической ноте ведут разговор пайщики Медикасинского участка Цивильского райпо.

Здесь, как и во всей потребительской кооперации Чувашии, в разгаре – отчетная кампания. Авторы этих строк вместе с председателем совета потребобщества Сергеем Генераловым, председателем правления Еленой Сергеевой и со специалистом по работе с пайщиками Мариной Васильевой побывали на собрании пайщиков Медикасинского кооперативного участка.

Сход селян прошел в магазине райпо. С работой потребительского общества собравшихся ознакомила Елена Сергеева. Она отметила, что кооператоры помогают выживать сельскому населению в непростых экономических условиях, существенно расширяя сферу своей деятельности. И это не просто слова.

Все сельские магазины нынче занимаются закупкой излишек сельскохозяйственной продукции и сырья у населения. Через них только за прошлый год селянам за сданную продукцию выплачено около 7 миллионов рублей. Кроме того, райпо предоставляет такие виды услуг, как ремонт обуви и бытовой техники, раскрой ткани, продажа ритуальных принадлежностей, ветпрепаратов, прием фотопленок для проявки и распечатка фотографий, работают библиотечки, зернодробилки, чайные столы. В магазинах устанавливаются игровые приставки для детей, а рядом с торговыми точками строятся детские площадки с качелями, песочницей и горочками.

Все это, оказывается, очень даже сказывается на росте объема розничного товарооборота, а значит, и на заработной плате продавцов. В медикасинском магазине Лидия Евдокимова и Лариса Максимова трудятся не первый год. К примеру, Лидия Евдокимова здесь с 1984 года.

Одно плохо, говорит заведующая, численность населения за последние годы заметно сократилась. Оно и понятно: местное сельхозпредприятие приказало долго жить. Работы нет. Вот и торопится молодежь покинуть родные пенаты в поисках лучшей жизни.

Но, несмотря на все сложности, работники прилавка справляются со всеми планами, утверждаемыми руководством райпо. За отчетный год розничный товарооборот магазина составил почти 2 миллиона рублей, заготовительный – 184 тысячи рублей. Закупается все: молоко, мясо, овощи, лектехсырье, шерсть, тряпье, макулатура, даже полиэтилен.

Лучшим заготовителем деревни 2005 года, как было объявлено на собрании, признана Татьяна Егорова – учительница местной школы и... сами работники прилавка. Что тут скажешь: добрый пример лучше любой агитации.

В ходе разговора с жителями деревни выясняется, что оба продавца обладают прекрасным даром – умением общаться. Они внимательны, тактичны с покупателями. Подкупают в них доброжелательность, отзывчивость. И не случайно медикасинцы ходят в сельский магазин не только за покупками, но и пообщаться. Здесь за чашкой фиточая обсуждаются местные новости, строятся планы.

На собрании в адрес кооператоров было высказано немало добрых слов, но и разных предложений и наказов хватало. Особенно активна была, как и полагается по статусу, председатель кооперативного участка Нина Сюкрина. Она поблагодарила от имени пайщиков руководство райпо за ремонт, произведенный в магазине, и установку новой холодильной витрины и морозильника. Теперь и в летнюю жару смело можно торговать свежей рыбой, мороженым и скоропортящимися товарами. Нина Петровна предложила увеличить закупочную цену на молоко, а также наладить электрическое освещение территории магазина в ночное время – это позволит более успешно конкурировать с частными предпринимателями.

Надо сказать, что собрание пайщиков медикасинцы восприняли как знаменательное событие, как праздник. Члены фольклорного кружка при местном культурно - досуговом центре подготовили небольшой концерт. Гостей встретили песней в исполнении Розы Яковлевой, которая не так давно поменяла шумную и суетливую городскую жизнь на деревенскую. На старости лет душа к матушке-земле тянется, говорит ветеран. А до этого Роза Петровна 31 год проработала в столице республики Чебоксарах водителем троллейбуса.

Всем по душе пришлась и песня «Бабушка» в исполнении восьмилетнего Максима Евдокимова. Слова к ней, кстати, написала художественный руководитель культурно - досугового центра Лина Спиридонова. Недавно Максим участвовал с этой песней в зональном фестивале «Одаренные дети». Оказалось, что прекрасными артистическими данными обладает и мама Максима – Зоя Анатольевна, активный член фольклорного и драматического кружков.

Выразив искреннюю признательность селянам за поддержку и веру в потребительскую кооперацию, председатель совета Цивильского райпо, член совета Чувашпотребсоюза Сергей Генералов в конце собрания сказал: «Благодаря таким трудолюбивым людям, как вы, как ваши самодеятельные артисты, жизнь даже в глубинке становится благополучнее, светлее и радостнее. Так и должно быть. Тем более что 2006 год президент республики Николай Федоров объявил годом духовного просвещения. И мы, кооператоры, постараемся внести свою лепту в это общее дело. Строя новые и реконструируя старые объекты, обустраивая территории, прилегающие к торговым центрам, будем продолжать нести в село культуру и красоту».

Полат, Н. В наказание за двойки мать заморозила сына / Наталья Полат // Известия. – 2006. – 28 февраля. – С. 1, 3.

Жуткое преступление начала расследовать прокуратура Красночетайского района Чувашии. В наказание за плохие отметки в школе жительница Красночетайского района Чувашии Светлана Забродина выставила своего сына на мороз раздетым. На улице в это время стоял трескучий мороз – минус 30 градусов. Поэтому уже через 10 минут пребывания на улице ребенок получил сильнейшее обморожение конечностей. Даже видавшие виды сотрудники чувашской милиции называют это «вопиющим случаем проявления жестокости». Врачи говорят, что, если бы ребенок еще пять минут простоял на морозе, ему пришлось бы ампутировать руки и ноги.

На самом деле в тот зимний вечер Светлана Забродина просто навещала своего сына Максима, который временно жил у бабушки. Отец ребенка отправился на заработки на Север – на его содержании находились не только Светлана с сыном, но и престарелые родители.

– Я, конечно, за учебой его особо не следила, – вспоминает бабушка мальчика. – А он шустрый, домой с улицы не загонишь. Все с ребятишками на санках кататься бегал.

Светлана стала требовать у сына дневник, а когда увидела, что в нем немало двоек, пришла в ярость. «Она стала кричать, чтобы я делал уроки, – позже рассказал Максим, – а я ей ответил, что выучу после того, как погуляю».

Сама Светлана утверждает, что после этого лишь отвесила сыну пару оплеух. Однако медики обнаружили на теле мальчика следы серьезных побоев. Обстоятельства их появления сейчас выясняются следствием.

– С фактом нанесения телесных повреждений еще придется разбираться, но это не самое страшное, – сказал «Известиям» прокурор Красночетайского района Эдуард Теклев. – Дальнейшие действия этой мамочки послужили основанием для возбуждения уголовного дела районной прокуратурой.

Максим утверждает, что мать стала бить его в живот, и он уже согласился учить уроки. Но она решила наказать его сильнее, чтобы и впредь не перечил. Сняла с мальчика всю верхнюю одежду и обувь и практически голышом выставила за дверь. Мальчик дрожал на 30-градусном морозе, стучал в дверь и плакал. Он пытался поджать босые ноги, но сильный ветер сбивал его с ног. Когда мать все-таки сжалилась над сыном и открыла дверь, он уже не стоял на ногах...

Всю ночь перепуганная бабушка пыталась выходить мальчика, но бесполезно. Ребенка трясло, он бредил, не чувствовал ног. При этом Светлана не разрешала вызывать «скорую помощь», чтобы «не выносить сор из избы». Но утром бабушка, увидев, что Максим начинает терять сознание, все-таки обратилась к врачам. Медики, обнаружив на теле ребенка следы побоев, обратились в милицию.

Максима удалось спасти. Доктора говорят, что он родился в рубашке, – если бы он пробыл на морозе еще минут пять, конечности пришлось бы ампутировать. Сейчас Максима уже выписали из больницы. Мать за ним не явилась. «И хорошо, что она не пришла», – уходя из палаты, сказал несчастный ребенок.

Жители села Тарханы, где это произошло, говорят, что сейчас Светлане не до сына. Ее больше заботит свое будущее. Забродиной уже предъявлено обвинение по статье 156 Уголовного кодекса «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Эта статья предусматривает наказание до трех лет лишения свободы. И Светлана реально может получить срок за то, что издевалась над сыном.

Во имя лучшей жизни / подгот. С. Абрамов // Стандарты и качество. – 2006. – № 2. – С. 5.

Прошедшая в декабре в Чебоксарах Межрегиональная (VII Республиканская) научно-практическая конференция «Качество во имя лучшей жизни», организованная Министерством промышленности и энергетики Чувашской Республики, расширила свою географию – более 400 участников – специалистов в области качества, представителей органов государственной власти, промышленных предприятий, консалтинговых фирм, средств массовой информации – прибыли из 11 регионов России и стран СНГ.

Приветствуя участников конференции в большом зале Дома правительства президент Чувашской Республики Николай Федоров подчеркнул, что в современных условиях залогом уверенного движение вперед является внедрение передовых технологий и новых методов управления, рассказал о реализуемых в Чувашии инновационных проектах в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры.

Министр промышленности и энергетики ЧР Юрий Волошин в основном докладе отметил, что все обсуждаемые в рамках конференции темы и дискуссии – это составляющие одного многогранного понятия «качество жизни». Обеспечение достойного уровня жизни населения стало безусловным приоритетом государственных политик многих стран мира и регионов России. Чувашия уже идет инновационным курсом – сложным и тернистым, но жизненно необходимым. Не зря Президент Российской Федерации В.В. Путин во время визита в нашу республику отметил, что в основе позитивных изменений в Чувашии лежит «правильная организация работы и интеллектуальная составляющая».

В пленарном заседании также выступили президент Всероссийской организации качества (ВОК) Геннадий Воронин, проф. Юрий Адлер, вице-президент «Клуба бенчмаркинга» Юрий Самойлов, директор Центра консалтинга и обучения ВОК Ефим Тавер (Москва); директор Сертификационно-методического центра «Приоритет» Вадим Лапидус (Н. Новгород) и др.

Практическая часть конференции включала в себя мастер-классы, семинары, заседания и даже ток-шоу «Борьба за качество или с качеством?» о таком негативном явлении, как контрафактная продукция.

Состоялись и награждения. Специальные призы и дипломы руководителям предприятий-лауреатов премии Президента Чувашской Республики в области качества 2005 г. вручал сам Н.В. Федоров. В этом году лауреатами стали ОАО «ВНИИР», ОАО «Химпром» и ОАО «Чебоксарский городской молочный завод». Дипломы Совета по присуждению премий получили руководители филиала ОАО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ОАО «Завод «Электроприбор» (г. Алатырь), ООО «Чебоксарский завод промышленного литья».

Церемонию награждения лауреатов Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России» 2005 г. провели Геннадий Воронин и директор ФГУ «Чувашский ЦСМ» Александр Иванов. Г.П. Воронин наградил Дипломом ВОК «Лидер качества» генерального директора ОАО «Элара» ГА. Ильенко, а Ю.П. Волошин – лауреатов республиканского конкурса 2005 года «Марка качества Чувашской Республики». Не обошли награды и журналистов Чувашии за лучшие публикации, посвященные проблемам в области качества.

Крылов, И. Золотой фонд прессы / Иван Крылов // Культура. – 2006. – 16-22 февраля. – С. 2. – Из содерж. : среди других лауреатов газета «Советская Чувашия».

Более 200 российских газет и журналов стали обладателями почетного знака «3олотой фонд прессы» – новой награды отечественных печатных СМИ. Премия, учрежденная оргкомитетом ежегодной международной профессиональной выставки «ПРЕССА» присуждается изданиям, помогающим интеллектуальному и духовному обогащению нации. «Нам необходимо повышать нравственный уровень нашей прессы» – считает президент Российской библиотечной ассоциации Владимир Зайцев. Несколько месяцев назад он вместе с директором Российской государственной библиотеки Виктором Федоровым возглавил жюри, которое и назвало «наиболее достойные и качественные» печатные СМИ России на торжественной церемонии, которая прошла в РГБ.

Обладателем почетного знака «Золотой фонд прессы» стала газета «Культура». Среди других лауреатов – «Российская газета» «Спортэкспресс», журналы «Огонек», «Мурзилка» и региональные издания – газеты «Советская Чувашия», «Правда Севера», журнал «Татарстан». Их высокий статус подтвержден почетным дипломом с изображением цветка лотоса – древнеегипетского символа мудрости и чистоты. Этот мотив присутствует и в другой премии отечественных СМИ. В течение вот уже нескольких лет Союз издателей и распространителей печатной продукции – главный инициатор проведения выставки «ПРЕССА» – вручает премию «Золотой лотос» печатным материалам, «пропагандирующим российскую историю и культуру, укрепляющим духовные и нравственные устои». Организаторы конкурса обещают, что все издания-призеры войдут в специальный каталог, который будет разослан в детские школьные и публичные библиотеки России, сотрудники которых будут рекомендовать их юным читателям.

Награды вручены достойным / подгот. С. Абрамов // Стандарты и качество. – 2006. – № 2. – С. 5.

6 октября 2005 г. в ФГУ «Чувашский ЦСМ» была проведена олимпиада по теме «Стандартизация, метрология и сертификация» среди студентов высших учебных заведений Чувашской Республики, посвященная 80-летию отечественной стандартизации.

Олимпиада должна была показать, насколько качество образования, получаемое студентами в вузах республики, соответствует требованиям, предъявляемым к ним на производстве, и как решаются вопросы подготовки специализированных кадров для промышленности.

Сегодня в Чувашской Республике девять вузов готовят специалистов по специальностям «Менеджмент организации», «Стандартизация и сертификация», «Управление качеством». В олимпиаде, к сожалению, приняли участие студенты только четырех высших учебных заведений: Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (ЧГУ), Чебоксарского института туризма и сервиса (филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета), Чебоксарского института (филиала) Московского государственного открытого университета (МГОУ), Чебоксарского кооперативного института.

Всего в олимпиаде участвовал 61 студент. Задания состояли из тестов по теоретическим вопросам стандартизации, метрологии и сертификации, а также по Федеральным законам «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей», это позволило участникам продемонстрировать знание предмета и эрудицию.

ФГУ «Чувашский ЦСМ» большое значение придает работе с учащимися средне-специальных и высших учебных заведений по вопросам основных видов деятельности Ростехрегулирования. Со студентами проводятся ознакомительные лекции и экскурсии по подразделениям центра.

Но такая практическая работа, как олимпиада, прошла впервые. Было решено проводить ее ежегодно в ноябре в дни празднования Всемирного дня качества. Необходимо привлечь к таким мероприятиям и студентов средне-специальных учебных заведений. Хочется пожелать проводить подобные олимпиады и другим организациям, в том числе промышленным предприятиям, что обеспечит их взаимосвязь с вузами и позволит готовить студентов с учетом их потребностей. В этом случае качество подготовки специалистов будет полностью соответствовать текущим и перспективным потребностям экономики России.

Памяти Геннадия Айги // Книжное Обозрение. – 2006. – № 8. – С. 2.

Печальное известие – на 72-м году жизни скончался Геннадий Айги, один из самых ярких и самых спорных русских поэтов. Пишем – русских, хотя прекрасно знаем, что Айги писал и на чувашском, и что роль его в чувашской поэзии невероятно велика. На родине о нем говорят как о поэте «планетарного масштаба», и нисколько не преувеличивают. Айги был в лучшем смысле слова гражданином мира, он был открыт миру и вбирал в себя весь мир. Недаром Франция представила его на Нобелевскую премию – да вот только поэт награды так и не дождался.

Айги вырос в Чувашии, в семье сельского учителя, и стихи начал писать по-чувашски. С 1949-го печатался в чувашской периодике, и в 1953-м поступил в Литературный институт в Москве. Айги всегда шел своей дорогой и сам выбирал себе учителей. В 1958 году вышла его первая книга стихов на чувашском языке, и в том же году его исключили из института «за написание враждебной книги стихов, подрывающей основы метода социалистического реализма».

Айги долгое время работал в Государственном музее В.В.Маяковского, участвовал в организации выставок К.Малевича, В.Татлина и других мастеров русского авангарда. Путь авангардиста в шестидесятые был тяжек – Айги упорно стремились вычеркнуть из литературной действительности. Оставались «самиздат», чреватый серьезными неприятностями с властями, переводы, квартирные чтения и встречи. «Заглушить» поэта так и не удалось. Айги выпустил несколько книг с переводами поэтов Франции, Венгрии, Полъши на чувашский язык, стал составителем антологии чувашской поэзии, выходившей в переводах на разные языки.

Русские стихи Айги до 1987 года публиковались только за рубежом, причем очень широко. С 1967 года книги его стихов выходили в переводах во многих странах Европы. В 1990-е к Айги пришла слава и на родине. В 1994 году он стал народным поэтом Чувашии, в 2000-м – первым лауреатом учрежденной в России Пастернаковской премии. Среди его международных наград – европейская премия имени Петрарки, во Франции он удостоен звания командора Ордена искусств и литературы.

Как многие лидеры этого поколения Айги был щедро наделен талантом дружбы. Об ушедшем друге и его стихах президент Русского ПЕН-центра писатель Андрей Битов сказал «КО»: «Я давно знал Геннадия Айги. Он занимал совершенно особое место в мировом культурном и поэтическом пространстве. Именно в мировом – ибо в своих стихах соединил Чувашию, Европу и русский язык. Его поэтический язык был понятен всему миру.

Вместе с авангардистами еще конца пятидесятых – начала шестидесятых годов – такими, как Всеволод Некрасов, Генрих Сапгир, Игорь Холин, – он осуществлял подлинную внеполитическую свободу поэзии. Свободу, которая тем не менее преследовалась со всей идеологической строгостью. Его стихи – пропаганда верлибра в русской речи; именно Айги может считаться одним из основателей русского верлибра, до этого мало популярного.

Его поэзия создана человеком с особо тонким и чутким слухом к русской речи и может быть воспринята столь же чутким ухом. Это – поэзия белого на белом, нечто, что роднит слово с живописью».

Умер Геннадий Айги // Коммерсантъ власть. – 2006. – 27 февраля (№ 8). – С. 56

В Москве на 72-м году жизни умер Геннадий Айги, великий двуязычный поэт, бывший одновременно последним русским авангардистом и последним чувашским просветителем. Большую роль в судьбе студента Литинститута, приехавшего в Москву из Чувашии, сыграл Борис Пастернак. С его подачи Геннадий Айги не только начал писать по-русски, но и попал в литературное подполье: за дружбу с опальным поэтом его выгнали из института, хотя официальная формулировка была «за подрыв основ метода социалистического реализма». До 1987 года русские стихи Айги в СССР не печатались, только переводы из русской и европейской поэзии на чувашский язык (так, за антологию «Поэты Франции» на чувашском языке Айги в 1972-м получил премию Французской академии). При этом русская поэзия Айги – и в оригинале (его первый сборник вышел в 1968-м в Париже), и в переводах на десятки европейских языков – была прекрасно известна на Западе. Роман Якобсон назвал Геннадия Айги «экстраординарным поэтом современного русского авангарда»: главный мастер русского верлибра второй половины XX века, он воспринимался как живой наследник авангардной традиции, а своими учителя считал Хлебникова, Маяковского и Малевича, казалось, у них он унаследовал чувство визуальной формы, графики стиха. Творчество Геннадия Айги получило признание в России только в последние годы: он стал народным поэтом Чувашии (1994), его награждали премиями Андрея Белого (1987) и Бориса Пастернака (2000), даже выдвигали на Hобелевскую премию.

Вырастайкин, В. Условно-досрочное освобождение / В. Вырастайкин // Законность. – 2006. – № 2. – С. 31-34.

Одна из наиболее распространенных форм досрочного освобождения из мест лишения свободы – условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (УДО).

В 2001-2003 г.г. в Чувашской Республике УДО судами применено в отношении более 8 тыс. лиц, лишенных свободы, а по отбытии всего срока наказания освободилось в 2 с лишним раза меньше. Для сравнения: в 1994 г. УДО и замена неотбытого наказания более мягким видом применены к 120 осужденным к лишению свободы, 1995 г. – 263, 1996 г. – к 389.

Вероятно, это объясняется не столько успехами в исправлении осужденных, сколько либерализацией уголовного законодательства, в том числе институтов УДО и замены наказания: УК РФ в отличие от УК РСФСР не содержит перечня запретов на УДО и замену наказания. Законом от 9 марта 2001 г. значительно приближены сроки для УДО, снято требование об отбывании наказания в облегченных условиях. Законом от 8 декабря 2003 г. смягчены санкции за ряд преступлений, что для многих приблизило условно-досрочное освобождение. Изменен (упрощен) и порядок обращения в суд с соответствующим ходатайством: если раньше об УДО перед судом могла ходатайствовать лишь администрация учреждения (органа), исполняющего наказание, то 26 ноября 2002 г. Конституционный Суд РФ в постановлении № 16-П указал, что осужденный также вправе лично обращаться в суд с просьбой об УДО. Законом от 4 июля 2003 г. установлено, что суды рассматривают материалы об УДО по ходатайству только осужденных или (и) их защитников.

Видимо, с учетом этих тенденций уголовного законодательства многие осужденные воспринимают условно-досрочное освобождение как обязанность государства. Однако по смыслу ст. 79 УК РФ суд применяет УДО лишь в случае, если придет к убеждению, что лицо больше не нуждается в изоляции от общества – прежде всего в силу безупречного поведения и добросовестного отношения к своим обязанностям. Ведь не случайно освобождение названо законодателем условно-досрочным: лицо может быть досрочно освобождено от дальнейшего отбывания наказания лишь при наличии указанных в законе условий. При негативном поведении возможна и отмена УДО.

Наблюдения показывают, что практически все осужденные буквально клянутся суду, рассматривающему вопрос о досрочном освобождении от отбывания наказания, что впредь будут "чтить Уголовный кодекс". Но судебная статистика на этот счет тревожная.

По данным МВД Чувашской Республики, в 1997 г. 28 человек, освободившихся условно-досрочно, совершили в период неотбытой части наказания новые преступления. В 1998 г. "испытания свободой" не выдержали уже 38 условно-досрочно освобожденных, в 1999 г. – 89, 2000 г. – 94, 2001 г. – 103, 2002 г. – 135, 2003 г. – 132, 2004 г. – 216, за 7 месяцев 2005 г. – 111 человек. Самое тревожное то, что вновь совершаются особо тяжкие и тяжкие преступления. А ведь есть еще латентные и нераскрытые.

Судебную практику по УДО нельзя признать единообразной. Некоторые суды применяют его лишь при примерном поведении и добросовестном отношении осужденного к своим обязанностям за весь срок (большую его часть) отбытого наказания (включая и период предварительного заключения) при безусловном признании вины по приговору. Предпочтение отдается тем, кто имеет минимум судимостей.

Другие суды смотрят на то, чтобы в последний год не было нарушений режима, даже если осужденный ранее злостно его нарушал. Освобождают и тех, кто имеет взыскания за нарушения режима, считая, что действующий уголовный закон не содержит требований о том, что осужденный должен доказать свое исправление. Думаю, что подобная позиция противоречит задачам и принципам уголовного и уголовно-исполнительного законов, целям наказания.

В нашей республике доля "отказных" судебных решений по исправительным колониям общего режима невелика. В исправительных колониях строгого режима в УДО отказывают чаще. Отказы суды мотивируют тем, что большую часть срока осужденный нарушал режим; новое преступление совершено после УДО в течение неотбытой части наказания или вскоре после амнистирования (помилования); многократными прошлыми судимостями и минимальным интервалом между ними; уклонением от возмещения ущерба, причиненного преступлением; нежеланием признать вину в преступлении; тяжестью преступления; отсутствием социальных связей.

Некоторые суды, отказывая в досрочном освобождении от наказания, учитывают и интересы потерпевших, которые совместно проживали с осужденным и стали жертвами истязания, жестокости, агрессии, пьянства и т.п. – особенно когда ситуация усугубляется отсутствием у виновного другого жилья и возражением потерпевших против такого освобождения. Как правило, суды приводят совокупность указанных мотивов. Отказы в досрочном освобождении объясняются стремлением не допустить рецидива преступлений, особенно в период неотбытой части наказания.

Неправильно было бы, на наш взгляд, отказывать в условно-досрочном освобождении от наказания по мотивам, не указанным в законе. Например, исключительно только за мягкостью наказания, кратковременностью пребывания в ИУ.

Однако некоторые суды осторожно применяют УДО к тем, кто, например, отбыл полгода-год (причем половину – в СИЗО) за такие "нетяжкие" преступления, как развратные действия в отношении малолетних (ст. 135 УК), или за причинение средней тяжести вреда с особой жестокостью (ст. 112 УК). Осужденные обычно мотивируют свои ходатайства лишь отсутствием взысканий и отбытием части срока наказания. Между тем отсутствие взысканий далеко не всегда свидетельствует об исправлении осужденного. Это порой объясняется элементарной предусмотрительностью: ведь за нарушения режима может последовать дисциплинарная кара. Некоторые осужденные систематически нарушают режим и за год-полтора до возможного УДО "притихают", а на суде козыряют отсутствием (погашением) взысканий и заявляют, что исправились.

Обращаются с аналогичными просьбами в суды и те, кто имеет неснятые (непогашенные) дисциплинарные взыскания, в том числе наложенные за злостные нарушения режима, невзирая на то, что согласно ст. 113 УИК РФ к таковым может быть применен только один вид поощрения – досрочное снятие взыскания (а УДО – высшая мера поощрения).

Нередко осужденные подают жалобы на отказ суда в применении к ним УДО или замены наказания, мотивируя тем, что взыскания у них погашены, есть поощрения, вину по приговору признают, в содеянном раскаиваются. (Примечательно, что сказанное относится и к так называемым лидерам отрицательной направленности, которые в последнее время просят об УДО наравне с другими. В отличие от прежних лет, когда подобные просьбы считались совершенно неприемлемыми). Но порой это лишь пустые слова. Раскаяние должно быть непременно деятельным, о чем могут свидетельствовать не слова, а, в частности, возмещение ущерба, заглаживание вреда и т.д. Как можно поверить в искренность раскаяния тех, кто осужден за особо опасный рецидив преступлений, кто ранее неоднократно освобождался досрочно, кто наворовал целое состояние, но ущерб от преступления не возмещает?

Иногда вызывает сомнение и обоснованность мер поощрения некоторых осужденных, так как их порой применяют с явными перегибами: чуть ли не каждую неделю, особенно перед УДО, торопясь досрочно снять взыскания (показал себя на спортивных состязаниях – получил поощрение, подмел плац – еще одно и т.п.). Фактов формализма, безответственности при составлении характеристик на осужденных предостаточно.

Постановлением Новочебоксарского городского суда применено УДО в отношении Р., осужденного по ч. 2 ст. 167 УК на 3 года лишения свободы. В кассационном представлении прокурор поставил вопрос об отмене решения суда по следующим мотивам. Вопреки требованиям ст. 175 УИК РФ суд не учел отсутствие данных, свидетельствующих об исправлении осужденного: о частичном или полном возмещении причиненного ущерба, раскаянии в совершенном деянии. На основании исполнительного листа Р. обязан выплатить потерпевшему свыше 70 тыс. руб. в возмещение стоимости домовладения, которое он умышленно сжег из мести за то, что к потерпевшему ушла его сожительница. Р. даже не приступил к исполнению решения суда. Кроме того, он был 6 раз судим за умышленные преступления, признавался особо опасным рецидивистом. И хотя ряд судимостей формально погашен, тем не менее объективно они негативно его характеризуют, свидетельствуют о его стойком неуважении к обществу и правопорядку, наглядно создают отрицательный психологический портрет. Администрация колонии формально подошла к вопросу и поддержала ходатайство об УДО, мотивировав это тем, что Р. в течение двух лет режим не нарушал, имеет два поощрения.

Кассационная инстанция решение суда все же оставила без изменения, указав, что законных препятствий для УДО нет.

Тем же Новочебоксарским горсудом осужденному А. отказано в УДО по тем мотивам, что он осужден за особо тяжкое преступление против личности, большую часть срока наказания нарушал режим, за что получил 10 дисциплинарных взысканий, которые погашены лишь в период, предшествующий рассмотрению дела об УДО. Однако президиум Верховного суда республики не согласился с таким решением, указав, что взыскания погашены, и направил дело на новое рассмотрение.

Все же думается, что УДО – право, а не обязанность суда, и применять такое поощрение следует только к достойным снисхождения.

Определенную путаницу у судов вызывают вопросы, связанные с отнесением ряда преступлений, квалифицированных по старому УК, к категории тяжких преступлений (ст.ст. 77, 102, 103, 108 ч. 2 УК РСФСР и др.).

Одни суды, классифицируя указанные убийства, предусмотренные старым УК, как тяжкие преступления, применяют УДО при отбытии лицом половины срока наказания, другие суды их рассматривают как особо тяжкие преступления и, соответственно, применяют УДО после отбытия лицом не менее 2/3 срока наказания (ст.ст. 15, 79 УК РФ).

В рассматриваемых случаях следует руководствоваться позицией, сформулированной Верховным Судом РФ, в соответствии с которой в плане УДО – это особо тяжкие преступления (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, № 7). Кроме того, уместно вспомнить, что согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 г. № 9 вопрос о возможности применения или неприменения УДО и замены наказания должен решаться в соответствии с законом, действующим в данный момент, а не с законом, действовавшим в момент осуждения (совершения преступления).

Полагаю, что ценность человеческой жизни, на которую посягает убийца, степень и характер общественной опасности этого преступления не могут зависеть от того, когда было совершено убийство: в период действия старого или нового УК. Иное означало бы, что ценность жизни человека и опасность убийства варьируют и зависят от даты принятия того или иного уголовного закона.

Порою суды с целью закрепления результатов исправительного воздействия возлагают на лицо обязанности: поддерживать материально свою семью, не посещать определенные места и др. Некоторые суды в тех же целях обязывают осужденных трудоустроиться в определенный срок; в ночное время находиться дома; принять меры по возмещению ущерба по исполнительным листам. Полагаю, что этот опыт заслуживает поддержки, хотя некоторые судьи и считают подобные ограничения нарушением прав осужденных. Но ведь ст. 55 Конституции РФ дозволяет на основании федерального закона ограничивать права одних в целях защиты других лиц.

Весьма злободневна проблема, связанная с тем, что многие причинители вреда злостно уклоняются от возврата денежных долгов жертвам преступлений, скрывают свое имущество от описи. В исправительных учреждениях возможности взыскивать долги ограничены из-за низкой зарплаты осужденных. Поскольку злостное уклонение от исполнения упомянутой обязанности дает суду право отменить УДО (п. "а" ч. 7 ст. 79 УК РФ), то соответствующая угроза может стать рычагом воздействия и на должников.

Проблемы возникают при УДО в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Эта категория осужденных находится в более выгодном положении, так как суды не возлагают на них подобных обязанностей – по причине отсутствия гарантий исполнения судебного решения за пределами России.

Острой проблемой остается и то, что не создан специализированный государственный орган, обязанный осуществлять контроль за лицами, освобожденными по УДО, и правомочный инициировать перед судом вопрос об отмене УДО (ч.ч. 6, 7 ст. 79 УК). Вероятно, именно этим объясняется то, что УДО отменяется судами преимущественно в связи с применением ст. 70 УК (совокупность приговоров), т.е. с новыми преступлениями. К сожалению, "телега оказалась впереди лошади".

В то же время согласно ст. 10 Закона о милиции она обязана контролировать в пределах своей компетенции поведение освобожденных из мест лишения свободы. Видимо, она вправе и инициировать перед судом вопрос об отмене УДО. В Чувашской Республике такой контроль возложен на участковых уполномоченных ОВД. Но из-за чрезмерной их загруженности основной работой такой контроль малоэффективен.

Практика показывает, что многие осужденные, отбывающие наказание в ИК общего и строгого режимов, не соглашаются на перевод в колонию-поселение в порядке ст. 78 УИК. Это в значительной мере объясняется их нежеланием трудиться и отсутствием навыков к труду. В ИК общего и строгого режимов, в отличие от колоний-поселений, многие осужденные не обеспечиваются оплачиваемой работой, поэтому администрация ИУ в первую очередь трудоустраивает желающих и умеющих работать. Для осужденных за особо тяжкие преступления сроки в смысле возможности УДО и перевода в колонию-поселение совпадают, поэтому они стремятся именно к УДО (пусть даже с нескольких попыток) и не желают переводиться в колонию-поселение, где надо зарабатывать на жизнь и к тому же привыкать к новым сотрудникам ИУ. Безусловно, институт УДО необходим. Да, надо освобождать досрочно тех, для кого тюрьма не является "домом родным", кто совершил преступление в силу случайного стечения обстоятельств. Но когда речь идет о тех, чья биография – сплошной срок наказаний, прерываемый лишь на короткое время, необходимы взвешенность и индивидуальный подход, всестороннее изучение личности.

Давно назрела необходимость в даче Пленумом Верховного Суда РФ руководящих разъяснений по вопросам УДО, так как упомянутое постановление 1971 г. в известной мере устарело, некоторые суды неохотно ему следуют. А судебную практику единообразной, выверенной назвать нельзя.

Архив прессы

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru