Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

Казенные предприятия


О реформировании бюджетных учреждений смотрите также >>>

Казенное предприятие
«Казенное предприятие - по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное К.п.). Учредительным документом К.п. является его устав, утверждаемый Правительством РФ. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам К.п. при недостаточности его имущества. К.п. может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ…»
(Казенное предприятие // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15211. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

Казенное унитарное предприятие
«Унитарные предприятия существуют в двух разновидностях: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенные) (ст. 114 и 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях)…
Различия в правовом статусе названных видов унитарных предприятий заключаются прежде всего в объеме правомочий, получаемых ими в отношении имущества учредителя-собственника, поскольку право оперативного управления казенного предприятия по своему содержанию еще более узкое, чем право хозяйственного ведения унитарного предприятия (ср. ст. 295-297 ГК). В частности, для совершения казенным предприятием любых сделок по распоряжению имеющимся у него имуществом требуется обязательное согласие собственника (уполномоченного им органа государственной власти или местного самоуправления), если только речь не идет о готовой продукции такого предприятия (п. 1 ст. 297 ГК, ст. 19 Закона об унитарных предприятиях).
Казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утверждаемой собственником сметой доходов и расходов (подобно госбюджетному учреждению). Это обстоятельство предопределяет строго целевой (а не формально самостоятельный, как у обычного унитарного предприятия) характер использования любого закрепленного за ним имущества собственника-учредителя. До него доводятся обязательные для исполнения заказы собственника на поставку товаров, производство работ или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, у него может быть изъято излишнее, используемое не по назначению или неиспользуемое имущество (п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).
Важным для оборота является то обстоятельство, что при недостатке у казенных предприятий "своего" имущества наступает субсидиарная ответственность их учредителей по их долгам (п. 5 ст. 115 ГК, п. 3 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях), тогда как для обычных унитарных предприятий такая ситуация исключается (кроме некоторых случаев банкротства). Поэтому казенное предприятие в отличие от обычного унитарного не может быть объявлено банкротом…»
(Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть [Электронный ресурс] / отв. ред. Е. А. Суханов. - М.: "Волтерс Клувер", 2008).

Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г.) от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ
«Казенное предприятие может быть создано в случае:
если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий…»
(Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г.) от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ [Электронный ресурс]).

Комментарий к статье 115 Гражданского кодекса
«В уставе казенного УП, кроме сведений, указываемых в соответствии со ст. 113, 114 ГК, должно присутствовать его полное фирменное наименование, содержащее слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника имущества.
3. В казенном предприятии уставный фонд не формируется, а помимо общих сведений, указываемых в уставе УП (см. коммент. к ст. 113), должен определяться порядок распределения и использования доходов казенного предприятия.
4. Собственник имущества казенного УП, помимо общих прав, предусмотренных в коммент. к ст. 113, 114, вправе:
изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
доводить до казенного предприятия обязательные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия определяются Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Устав казенного предприятия должен соответствовать ст. 52 ГК, требованиям Закона об унитарных предприятиях (см. коммент. к ст. 113), а также Типовому уставу, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 908 (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1982). Данный подзаконный акт предусматривает правовой режим имущества казенного УП, характер и пределы его производственно-хозяйственной деятельности, организацию учета и отчетности, наличие у него статуса юридического лица, право иметь расчетный и текущий счета в банке, печать со своим наименованием, бланки и регистрируемый в установленном порядке товарный знак (знак обслуживания).
5. Помимо более узкого объема имущественных полномочий по сравнению с УП, наделенными имуществом на праве хозяйственного ведения (см. ст. 114, 296, 297 и коммент. к ст. 114, 296, 297), казенное УП имеет и соответственно меньше прав в области оперативно-хозяйственной деятельности…»
(Комментарий к статье 115 Гражданского кодекса // Режим доступа: http://www.labex.ru/page/kom_gk_115.html. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий
«2. Предприятие может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (далее - унитарное предприятие).
3. В целях создания предприятия федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находиться предприятие (далее - уполномоченный орган), обеспечивает подготовку следующих документов:
а) технико-экономическое обоснование создания предприятия, включающее в себя финансово-экономический анализ состояния унитарного предприятия с указанием структуры кредиторской и дебиторской задолженности, условий и причин ее возникновения, прогноз объема производимой по заказу государства продукции (работ, услуг) для обеспечения федеральных государственных нужд с обоснованием необходимости производства отдельных видов продукции (работ, услуг) в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности, прогноз доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, а также предложения по организационной и штатной структуре предприятия;
б) проект устава предприятия;
в) проект программы деятельности предприятия на очередной год и плановый период (далее - программа деятельности);
г) проект сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, в которой выделяются доходы и расходы, связанные с выполнением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд (далее - смета доходов и расходов);
д) проект перечня имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;
е) отчет об оценке имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления, содержащий сведения о рыночной стоимости имущества (за исключением случаев создания предприятия путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия).
4. В случае создания предприятия путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия уполномоченный орган помимо документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, также обеспечивает подготовку следующих документов:
а) нотариально заверенные копии учредительных документов унитарного предприятия;
б) копии бухгалтерской отчетности унитарного предприятия по состоянию на последнюю отчетную дату и годовой бухгалтерской отчетности за 3 предшествующих года с отметкой налогового органа…»
(Российская Федерация. Правительство. О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий : постановление от 15 декабря 2007 г. №872 // Режим доступа: http://www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/ archive/2007/12/19/331232.htm. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

Порядок создания, реорганизации и ликвидации казенных предприятий
«Решение о создании, реорганизации и изменении вида казенного предприятия (далее - Предприятие) принимается Правительством Москвы по представлению органа исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) находится (будет находиться) Предприятие, Департамента имущества города Москвы и при наличии положительного заключения Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы. Создание Предприятия осуществляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Решение о ликвидации Предприятия принимается Департаментом имущества города Москвы при наличии положительного заключения Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы.
3.1.2.2.2. Предложения (заявка) о создании, реорганизации и ликвидации Предприятия направляются департаментом (комитетом, управлением), префектурой административного округа и управой района города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) находится (будет находиться) Предприятие, Департаментом имущества города Москвы в Межведомственную комиссию при Правительстве Москвы по упорядочению деятельности государственных и казенных предприятий города Москвы (далее - Комиссия).
3.1.2.2.3. Заявка на создание Предприятия должна содержать следующие сведения:
- цель создания Предприятия;
- предмет и основные виды деятельности Предприятия;
- ведомственная подчиненность Предприятия;
- укрупненный перечень имущества (включая недвижимое), необходимого для функционирования Предприятия.
К заявке должно быть обязательно приложено технико-экономическое обоснование учреждения Предприятия с заключением департамента (комитета, управления), префектуры административного округа и управы района города Москвы, в ведомственном подчинении которого (которой) будет находиться Предприятие.
3.1.2.2.4. Заявка на ликвидацию, реорганизацию и изменение вида Предприятия должна содержать следующие сведения:
- причина ликвидации, реорганизации (с указанием способа реорганизации) или изменения вида Предприятия;
- размер дебиторской и кредиторской задолженности Предприятия, а также оценка путей ее погашения;
- оценка последствий для бюджета города от ликвидации, реорганизации или изменения вида Предприятия;
- направления использования имущества ликвидируемого Предприятия или перечень имущества (включая недвижимое), передаваемого реорганизуемому Предприятию (Предприятию, вид которого предлагается изменить);
- предмет и основные виды деятельности реорганизуемого Предприятия (Предприятия, вид которого предлагается изменить);
- ведомственная подчиненность реорганизуемого Предприятия (Предприятия, вид которого предлагается изменить)…»
(Москва. Правительство. О совершенствовании механизма реализации прав собственника имущества государственных унитарных предприятий города Москвы в условиях их реформирования и повышении уровня ответственности и мотивации деятельности руководителей предприятий : постановление от 9 июня 2009 г. N 541-ПП // Режим доступа: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=37769. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009). – Прил.: Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия, в том числе и казенного предприятия, города Москвы ; Положение о мотивации руководителей государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, города Москвы ; Типовой устав казенного предприятия города Москвы ; Типовой трудовой договор с руководителем казенного предприятия города Москвы.

Особенности организации финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия
«Имущество казенного предприятия закреплено за ним на праве оперативного управления. При этом в соответствии со ст. 297 ГК РФ казенное предприятие может аналогично ГУПам распоряжаться этим имуществом (реализовывать, сдавать в аренду, списывать и т.п.) с согласия собственника, что отличает его от бюджетных учреждений, которые вообще не могут распоряжаться имуществом, также закрепленным за ними на праве оперативного управления. Таким образом, в отличие от бюджетных учреждений, имущество которых может быть сдано только на основе трехсторонних договоров, казенное предприятие самостоятельно заключает договоры аренды и выступает "арендодателем" при условии, что на указанных договорах имеется отметка органа управления имуществом о согласовании данных сделок.
Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия согласно п. 5 ст. 115 ГК РФ несет его собственник (т.е. государство или муниципальное образование). В связи с этим казенное предприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности (банкротства).
Деятельность казенного предприятия определяется в соответствии с утверждаемой учредителем данного предприятия программой (бизнес-планом) финансово-хозяйственной деятельности, в которой в обязательном порядке устанавливаются следующие основные показатели по производству продукции (работ, услуг):
объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения;
фонд оплаты труда и норматив уменьшения его при невыполнении показателей плана-заказа; увеличение фонда оплаты труда производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом;
лимит численности работников;
объем средств, выделяемых из бюджета учредителя предприятия, и условия их предоставления;
мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы казенного предприятия;
задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;
задания по созданию и освоению новых видов продукции;
задания по подготовке и переподготовке кадров;
условия реализации развития казенного предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия…
Основой планирования финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия, а также формирования структуры аналитических счетов в системе его бухгалтерского учета является оформленная на основе программы (бизнес-плана) финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия смета доходов и расходов. Поступления и расходы средств в указанной смете должны быть детализированы по источникам их финансирования, по созданным на предприятии в соответствии с его уставом фондам, а также по целям (направлениям) использования средств. В целях обеспечения нормальных условий для организации контроля за целевым использованием средств казенного предприятия целесообразно детализировать все расходы казенного предприятия по кодам ЭКР…»
(Гарнов, И. Особенности организации финансово-хозяйственной деятельности казенного предприятия // Финансовая газета [Электронный ресурс]. – 2006. - Сентябрь (№ 36).

Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия
«1. Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия…»
(Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г.) от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ [Электронный ресурс]).

Казенное предприятие и особенности правового статуса его имущества
«Казенные предприятия относятся к числу государственных унитарных предприятий, создаваемых собственником имущества и не наделенных правом собственности на предоставляемое им собственником имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Соответственно различают федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов Российской Федерации, муниципальные казенные предприятия.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество казенного предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками такого предприятия.
Казенное предприятие как субъект права оперативного управления обязано: во-первых, учитывать пределы и ограничения, законодательно установленные для такого рода предприятий; во-вторых, осуществлять свои правомочия в соответствии с целями деятельности предприятия; в-третьих, учитывать и выполнять задания собственника закрепленного за ним имущества; в-четвертых, использовать имущество, предоставленное ему в оперативное управление, строго по назначению.
Если же у казенного предприятия имеется излишнее имущество, или имущество им не используется, или же используется не по назначению, то собственник данного имущества вправе его изъять и распорядиться им по своему усмотрению. Кроме того, бюджетные ассигнования, выделенные казенному предприятию и не использованные им по истечении года, подлежат обязательному возврату в федеральный бюджет. Собственник имущества может вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность казенного предприятия, но только в специально оговоренных законом случаях…»
(Ахметьянова, З. А. Казенное предприятие и особенности правового статуса его имущества / З. А. Ахметьянова // Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm.php?id=4266_. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

Правовое положение казенных предприятий
«Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное предприятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 940, федеральное казенное предприятие эти вопросы обязано согласовывать с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Решение об участии в коммерческой или некоммерческой организации принимается с согласия собственника. В отношении федеральных унитарных предприятий функции согласования решения указанного вопроса возложены на Минимущество РФ.
Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по своим обязательствам. Вместе с тем, существенной особенностью их правового положения является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий данного вида:
- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
- при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;
- при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
- при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;
- при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
- при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий…»
(Правовое положение казенных предприятий // Режим доступа: http://www.lex-pravo.ru/codex.php?ch=5&art=18&t=pp. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

Развитие правового регулирования организации и деятельности государственных предприятий
«От унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения казенное отличается также тем, что оно не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и движимым имуществом (исключение составляет производимая предприятием готовая продукция).
Производственно - хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом - заказом, утвержденным собственником, и планом развития, разработанным и согласованным с уполномоченным органом собственника. Казенному предприятию разрешено вести самостоятельную хозяйственную деятельность лишь с согласия уполномоченного органа, который осуществляет общий контроль деятельности предприятий. Раз в квартал оно отчитывается перед вышестоящим органом не только о выполнении плана - заказа и плана развития, но и за разрешенную самостоятельную хозяйственную деятельность. Как видим, права казенного предприятия в отношении закрепленного за ним имущества резко ограничены по сравнению с унитарным предприятием.
Финансирование деятельности казенного предприятия, связанное с выполнением плана - заказа и плана развития предприятия, его производственным и социальным развитием, осуществляется прежде всего за счет доходов от реализации продукции. В отличие от обычного унитарного предприятия при недостаточности собственных средств казенному предприятию выделяются средства из федерального бюджета на строго определенные направления: реализацию плана развития завода, содержание объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения плана - заказа. К тому же решение на выделение предприятию этих средств принимается Правительством РФ лишь после представления сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности казенного завода за предыдущий год. Не использованные предприятием в текущем году бюджетные средства возвращаются в федеральный бюджет.
Собственник сам устанавливает порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя его с предприятиями. На обычном унитарном предприятии он вправе получить лишь часть прибыли от своего имущества. Прибыль, полученная казенным предприятием от реализации продукции (работ, услуг) и произведенная в соответствии с планом - заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на определенные цели по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом собственника. Причем порядок установления нормативов утверждается Минэкономики РФ и Минфином РФ. Оставшаяся прибыль изымается в доход федерального бюджета.
Государство несет субсидиарную ответственность по долгам казенного предприятия. Это обеспечивает охрану интересов других участников имущественного оборота…»
(Косякова Н. И. Развитие правового регулирования организации и деятельности государственных предприятий / Н. И. Косякова // http://www.juristlib.ru/book_1880.html. - Загл. с экрана. – (Дата обращения: 3.11.2009).

БУНТы не за горами
«По информации «НГ», в середине минувшей недели в Министерство культуры из Минфина поступили проекты документов, которые касаются всех бюджетных учреждений. Предполагается, что работа над этими документами будет завершена в кратчайшие сроки и уже скоро они приобретут официальный статус. Согласно проектам, уже в следующем году все бюджетные учреждения должны быть преобразованы либо в автономные учреждения, либо в бюджетные учреждения нового типа, либо стать казенными учреждениями…
Реформы были задуманы задолго до кризиса, но в условиях кризиса эти перемены, совершенно ясно, опаснее вдвойне и втройне.
Что казенное учреждение гарантирует стабильное, хотя и скромное финансирование, зато лишает учреждение культуры какого-либо заработка. Вернее, все заработанные средства при такой новой форме хозяйствования уходят в бюджет.
А сама форма казенного учреждения превращает это учреждение в своего рода филиал Министерства культуры, который учредитель, Минкульт, в любой момент может ликвидировать. Любое казенное учреждение может легко перейти в форму бюджетного или даже автономного учреждения, зато обратный ход можно будет сделать в дальнейшем только по решению правительства. Небольшие провинциальные музеи, которые еще вчера готовы были подумать о свободном плавании, теперь трижды должны подумать, прежде чем принять решение.
Бюджетное учреждение – вроде бы самая приемлемая форма, но его вполне можно признать нерентабельным, и тогда оно может быть ликвидировано сверху, то есть государством. Еще меньше ответственности у государства перед автономными учреждениями.
Короче говоря, даже на первый взгляд для сферы культуры эти все три формы, будь то театр или музей, совершенно не подходят.
Плюс сокращение финансирования, которое даже в лучшие годы росло в абсолютных цифрах и из года в год уменьшалось в процентном отношении.
По словам статс-секретаря Министерства культуры Екатерины Чуковской, все не так страшно. Она полагает, что ничего особо нового в готовящихся проектах нет, скорее можно говорить о попытках, которые ведутся в течение последних примерно пяти лет «сделать такую форму организации учреждения культуры, которая бы нивелировала те недостатки, которые этим учреждениям даны нашим Гражданским кодексом, цель – уменьшить степень несвободы». Но в ответ повышается и ответственность руководителей учреждений культуры…
Казенные учреждения, по словам Чуковской, более всего будут соответствовать нынешним бюджетным учреждениям и также будут на полной дотации государства, «но объем этих дотаций не объявляется», при этом «все заработанное ими должно тоже обращаться в бюджет. Вряд ли это понравится тем организациям, которые умеют сами зарабатывать деньги и которые вообще оказывают хоть какие-то платные услуги».
Уже сегодня известно, что Министерство образования отказалось переводить в форму казенных учреждений все свои образовательные учреждения – все, и дошкольные, и школьные, вузовские и проч. Даст ли это образовательным учреждениям большую свободу? Или за этим последует сокращение дотаций?
Осознают ли руководители образовательных учреждений все риски иных организационно-хозяйственных форм?
Вернемся, впрочем, к культуре.
Если учреждение 30% от своего бюджета способно зарабатывать самостоятельно, его, судя по тому, как развиваются события, будут подталкивать к переходу в формы БУНТа и АУ. Соблазняя большей свободой.
В казенном учреждении перегруппировывать бюджет никто не позволит, а в других формах – пожалуйста. Для АУ будет выделяться какая-то сумма, с которой учреждение сможет сделать практически все, что захочет (кроме, разумеется, того, что наказывается по закону). Но возрадоваться мешает тут же возникающий вопрос: а на что вообще хватит этих самых сумм?..»
(Заславский, Г. БУНТы не за горами / Григорий Заславский // Независимая газета [Электронный ресурс]. - 2009. – 10 августа. – Режим доступа: http://www.ng.ru/culture/2009-08-10/1_bunt.html).

Повышение зарплат может быть к концу 2010-го...
«Казенные предприятия - это не новые учреждения, это такие хозяйствующие субъекты, которые полностью находятся на бюджетной смете, и государство полностью финансирует все расходы по той смете, которую используют в своей деятельности казенные предприятия. Такой подход достаточно ясен. Бюджетные учреждения нового типа близки к автономным. И отличия там не такие уж большие, хотя они есть. Главным образом отличия заключаются в том, что такие бюджетные учреждения должны содержать свои бюджетные счета в федеральном казначействе. В этом случае за использованием бюджетных средств со стороны государства идет больший контроль. А так бюджетные учреждения нового типа также будут работать по государственному заданию, у них будут более жесткие отношения с учредителями, которые больше контролируют такие учреждения и больше отвечают за их хозяйственную деятельность. Пожалуй, на данный момент это все существенные отличия бюджетных учреждений нового типа от автономных.
- На ваш взгляд, для учреждений культуры какая из перечисленных форм наиболее оптимальна?
- Музеи или театры, творческие коллективы или дома культуры, филармонии или другие концертные учреждения - они все должны увидеть свою собственную выгоду в той или иной форме, которая им соответствует.
Сейчас, когда пойдет закон, нам важно понять, в чем интерес учреждений культуры, к какому типу учреждения они склоняются. Если создание бюджетных и автономных учреждений зависит от самих коллективов, то, чтобы стать казенным предприятием, нам нужно внести такое учреждение в специальный перечень…
Поэтому мы считаем, переход на новую форму хозяйствования должен быть связан с двухлетним мораторием на уменьшение финансирования учреждений культуры, которые выбрали другой путь существования - АУ или БУНТ. Такой запрет является гарантией того, что мы, освободив творческие возможности всех коллективов для поиска источника финансирования своей деятельности, не допустим того, чтобы государственное воздействие в этот реформенный период уменьшилось…»
(Ивлиев, Г. Повышение зарплат может быть к концу 2010-го... / Григорий Ивлиев ; Мария Токмашева // Культура [Электронный ресурс]. – 2009. - 24-30 сентября. - Режим доступа: http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=852&rubric_id=200&crubric_id=1002077&pub_id=1069866).

Пришла эпоха БУНТов
«Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" представлен на рассмотрение в Правительство РФ. Предполагаемый срок вступления данного закона в силу - 1 января 2010 года. Ждать, как говорится, осталось недолго…
Впрочем, чтобы не вызвать самый настоящий бунт в бюджетной сфере, законопроект предлагает еще одну форму хозяйствования - "казенное учреждение", которая наиболее близка к сегодняшним, бюджетным. Такое предприятие будет финансироваться по смете. Учредитель (собственник) несет перед ним полную субсидиарную ответственность. Вот только все свои внебюджетные доходы казенное учреждение должно будет зачислять в бюджет соответствующего уровня.
Предполагается, что к этому типу учреждений в первую очередь будут отнесены органы власти, военные учреждения и учреждения всех правоохранительных органов. Все остальные желающие перейти в "казенку" должны "записаться" в специальный список, который будет утверждать Правительство РФ.
Претендовать на эту форму хозяйствования могут федеральные учреждения, объем внебюджетных средств которых составляет менее 10 процентов от общего годового финансирования. Для учреждений культуры субъектов федерации и муниципальных образований порог повышается до 30 процентов. "Казенные учреждения более всего будут соответствовать нынешним бюджетным учреждениям и также будут на полной дотации государства, но объем этих дотаций не объявляется, при этом все заработанное ими должно тоже обращаться в бюджет. Вряд ли это понравится тем организациям, которые умеют сами зарабатывать деньги и которые вообще оказывают хоть какие-то платные услуги", - поясняет Екатерина Чуковская. Предполагается, что казенное учреждение может в любой момент легко перейти в форму бюджетного или даже автономного учреждения, зато обратный процесс может произойти только по решению правительства. Поэтому законодателям уже сейчас важно понять, какие из учреждений культуры хотят стать "казенными".
Конечно, из всех предложенных форм "казенка" на первый взгляд кажется самой безопасной с точки зрения функционирования учреждения культуры. Очевидно только, что список "казенных предприятий" будет небольшим (иначе зачем вообще затевать подобные реформы?), и если туда попадут учреждения культуры, то только самые крупные, имеющие негласный статус "национальных святынь"…
(Токмашева, М. Пришла эпоха БУНТов: зачем нужны новые типы бюджетных учреждений / Мария Токмашева // Культура [Электронный ресурс]. - 2009. - 8-15 октября. - Режим доступа: http://www.kultura-portal.ru/).


Подгот. Н. Е. Филиппова, зав. СНИКИ

Переход на страницу "Работникам культуры" на новом сайте библиотеки www.nbchr.ru >>>

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru