Ресурсы О библиотеке Профессионалам        О Чувашии
 Ресурсы:
 Каталоги
НБЧР
 Каталоги
консорциума
 Электронная
библиотека
 Поиск по
сайту
 Справочная
служба:
 Спроси
библиотекаря
 О библиотеке:
 Новости
 Мероприятия
 Проекты
 Нормативная
документация
 История
 Публикации
 Основные показатели
 Адрес
 Услуги
 Отделы
 Администра-
ция
 Партнеры
 Почетные читатели
 Дарители
 Библиотеки
республики:
 Публичные
 Государ-
ственные
 Других
ведомств
 Профессио-
налам:
 Метод.
кабинет
 Работникам
культуры
 Издания
 Полезные
ссылки
 О Чувашии:
 Справка
 Чебоксары
 Чувашия в
рос. печати
 Новые книги
о Чувашии
 Периодика
Чувашии
Юбилейные даты
 Краеведение
 СМИ о куль-
туре Чувашии
 На главную
 Статистика:
Национальная библиотека Чувашской Республики

Библиотека - это открытый стол идей, за который приглашается каждый...
А.И. Герцен

Тукай и чувашская литература


Народ не забывает своих славных сыновей, а тот, кто составляет гордость нации, приобретает уважение и других братских народов. Таким славным сыном татарского народа является Габдулла Тукай – основоположник реалистической татарской литературы. Короток был жизненный путь поэта, но и за это время он успел оказать себя страстным борцом за счастье трудящихся.

Многое роднит поэзию Г. Тукая с творчеством чувашских дореволюционных поэтов, прежде всего поэта-реалиста М. Федорова, поэта революцонно-демократического направления Т. Семенова-Таэра, классика чувашской поэзии К. Иванова, живших в одну пору с ним. Если Г. Тукай был удивительным знатоком и собирателем народного устного творчества, считал его «источником искусства, зеркалом народной души», точно так же эти истоки питали и творчество названных чувашских поэтов. Конечно же, не случаен тот факт, что Г. Тукай на основе татарского фольклорного материала написал сказку-балладу «Шурале», а М. Федоров, тоже пользуясь фольклором родного народа, создал совершенно близкую по идее и сюжету балладу «Арсюри» («Леший»). Героями этих двух баллад выступают одинаково забитые насилием царизма и гнетом суеверных предрассудков джигит Былтыр и крестьянин Хведер. И тут и там перед нами предстает картина подневольной жизни трудовых масс национальных окраин России. В обеих балладах в сцене поединка героев произведений со сказочным существом одинаково раскрываются их лучшие качества.

В творчестве Г. Тукая сильно звучат мотивы призыва к борьбе против насилия над человеком труда. Он не только бичевал этот несправедливый мир, но в годы первой русской революции звал к открытой борьбе против него. В это же время в Казани жил и работал чувашский поэт Т. Семенов-Таэр. Не зная друг друга очно, татарский и чувашский поэты выступили в своих стихах как единомышленники. Если Г. Тукай в стихотворении «О единстве» в 1905 году воскликнул:

Все сольемся в стремленье одном,
Мир меняется с каждым днем.
С беспробудным покончим сном,
Ночь ушла до скончанья веков,
                         (пер. П. Карабана).

Т. Семенов-Таэр, как бы перекликаясь с ним, в стихотворении «Новый год» выразил ту же мысль в 1906 году:

Довольно мучиться-страдать.
Собирайтесь воедино!
Всех дармоедов сбросим с плеч,
Чтоб жить без них отныне.
                        (пер. М. Сироткина).

Эти строки убедительно показывают нам, что их авторов роднила борьба против эксплуататоров. Судьба народа и борьба за его счастье были главным лейтмотивом в творчестве Г. Тукая и Т. Семенова-Таэра.

Другой современник Г. Тукая классик чувашской поэзии К. Иванов перекликается также с ним, когда он в своей поэзии обращается к образам «представителей золота». К. Иванов и Г. Тукай с нетерпимой ненавистью изобличали зло и несправедливость меж людьми, порождаемые золотом. Вот что писал по этому поводу Г. Тукай в стихотворении «Против золота»:

Увы, повсюду человек металла раб,
слуга простой,
Как истину он разглядит? - завесой
скрыта золотой.
                        (пер. В. Звягинцевой).

К. Иванов, воспевший человека как хозяина вселенной, которому все на суше и на водах покорно, в то же время в ярких образах показывал, что

Светлый разум омрачает
Страсть его к вину, деньгам.

Упомянутые строки взлеты из поэмы «Нарспи», в которой поэт показал, как стремление к наживе уничтожает в людях все человеческое, как в окружении «богатство имущих» гибнет свобода личности. В произведении «Две дочери» К. Иванов обнажил мир, где деньги правду превращают в неправду, любовь – в нелюбовь. А в трагедии «Раб дьявола» он обрушивается на человека, который, убивши своего родного брата, завладел золотом и теперь кует:

Деньги! Деньги! Вот они!
Что сильней их в наши дни
Звонким золотом владею, -
Я теперь могуч, богат!
(пер. П. Хузангая).

Тематика стихотворений Г. Тукая, Т. Семенова-Таэра, К. Иванова очень многогранна, богата содержанием. Они смело поднимали в свое время самые жгучие, актуальные проблемы жизни, и всегда случалось так, что их одинаково волновали одни и те же вопросы: бесправие и униженное положение женщины, страдание крестьян от голода и засухи, стремление молодежи к учебе и т. д. Так же всегда их объединяет гуманность, выступление в защиту достоинств человека труда.

«…» После установления Советской власти стихи Г. Тукая появились на чувашском языке. Первыми переводчиками его стихотворений были чувашские поэты Г. Эсрель, С. Фомин, Ив. Ивник, Я. Ухсай. В 1928 году в чувашской газете «Канаш» печатались стихи «Поэт», «На фабрике», «Дорогу женщине». После этого целый круг поэтов взялся работать над переводом стихов Г. Тукая. Они регулярно печатались в журналах и альманахах «Сунтал» («Наковальня»), «Ялав» («Знамя»), «Тăван Атăл» («Родная Волга»). «…»

Поэзия Г. Тукая встретила живой отклик в творчестве таких известных чувашских поэтов, как П. Хузангай, Я. Ухсай, Ст. Шавлы. Зная татарский язык, они имели счастье читать стихотворения Г. Тукая в оригинале. «…» Особенно по душе детям его сказка-баллада «Шурале».

Все эти факты еще раз свидетельствуют о том, какой любовью и вниманием окружено в наши дни творчество основоположника татарской реалистической литературы. Великий поэт-трибун Г. Тукай, гуманист и интернационалист, глубоко верил в светлое будущее народов, в их дружбу и единство «…».

Чепунов, Р. Г. Тукай и чувашская литература / Р. Чепунов // Советcкая Чувашия. - 1961. - 26 апр.

© 2000-2010 Национальная библиотека Чувашской Республики,  naclibrary@cap.ru